Искусство жить. Гармония и свобода здесь и сейчас - стр. 6
Люди похожи на этот цветок. Мы тоже содержим землю, воду, воздух, солнечный свет и тепло, пространство и сознание. В нас заключены наши предки, родители, бабушки и дедушки, образование, еда и культура. Целая вселенная объединилась ради того, чтобы создать прекрасного человека. Если мы уберем любой из этих элементов «не-я», то не останется никакого «я».
Пустота: первая дверь к освобождению
Пустота не означает небытие. Независимо от своей наполненности или опустошенности любой предмет в первую очередь существует. Чашка должна существовать, чтобы быть пустой. И когда мы говорим, что опустошены, это значит, что мы должны существовать, чтобы быть лишенными постоянного обособленного «я».
Около тридцати лет назад я пытался подобрать в английском языке слово, которое отражало бы нашу глубокую взаимосвязь с миром. Мне понравилось слово «единение», но позже я придумал понятие взаимобытия. Глагол «быть» может ввести в заблуждение, потому что люди не существуют по отдельности, сами по себе. «Быть» всегда означает «взаимобыть» с кем-то. Термин «взаимобытие» более точно отражает реальность. Мы сосуществуем друг с другом и жизнью в целом.
Мне очень нравятся работы биолога Томаса Льюиса. Он описывает, как человеческое тело «делят, арендуют и занимают» многочисленные крошечные организмы, без которых мы не смогли бы «пошевелить мускулом, постучать по столу пальцем или подумать о чем-либо». Это целое сообщество, и «нечеловеческих» клеток в нем даже больше, чем наших собственных. По мнению Льюиса, обособленных существ не бывает. Вся планета представляет собой гигантскую живую клетку, элементы которой зависят друг от друга.
Постижение взаимобытия
В повседневной жизни мы постоянно наблюдаем пустоту и взаимобытие. Взглянув на ребенка, мы видим в нем его отца и мать, бабушку и дедушку, от которых он перенял мировоззрение, образ действий и манеру речи, таланты и навыки. Если поведение ребенка кажется необъяснимым, будет полезно вспомнить, что он – не обособленное существо, а продолжение своих прародителей. Взглянув на ребенка, мы чувствуем связь с его родителями и предками, а посмотрев на отца или мать, видим ребенка. Мы не существуем отдельно от всех, а сосуществуем со всеми. Каждый объект, будь то звезда, облако, цветок, дерево или мы с вами, связан со вселенной. Только так он может проявиться в этом мире.
Как-то раз я занимался медитацией в ходьбе, гуляя по улицам Лондона, и в витрине книжного магазина увидел книгу под названием «Моя мать – это я» (My Mother, Myself). Мне было понятно, о чем в ней написано. Каждый из нас является продолжением матери, всех своих предков. Испытывая злость по отношению к родителям, мы злимся на самих себя. Что бы мы ни делали, мы повторяем поступки родителей. Возможно, это нелегко принять, но такова истина. Мы не должны говорить, что не хотим иметь ничего общего со своими родителями, ведь они внутри нас, а мы в них. Непостоянство дает людям возможность чудесным образом трансформировать свое наследие.