Размер шрифта
-
+

Искусство, сновидение и общество

1

От греческого ών, őντος [όn, όntos] – причастие настоящего времени глагола είμί [eimì] – быть; ψυχή [psyché] – душа; λόγος [lόgos] – изучение.

2

См. следующие работы автора: Основы философии, Интеллект и личность, Онтологическое познание и сознание, объединенные также в книге От сознания к бытию. Обоснование философии будущего. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.

3

См. работы Менегетти А. Кризис современной демократии. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2016; Система и личность. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014; Право, сознание, общество. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.

4

Данное издание является сборником лекций, прочитанных автором в ходе Летнего университета по онтопсихологии «Искусство, сновидение и общество», проходившего в Ассизи с 9 по 19 августа 2009 г.

5

1475–1564 гг.

6

1483–1520 гг.

7

1377–1446 гг.

8

1401–1428 гг.

9

1571–1610 гг.

10

1431–1520 гг.

11

1240–1302 гг.

12

1267–1337 гг.

13

От греческого κόσµος [kosmos] – космос, природа; θέος [theos] – бог; ἀνήρ [aner], ἀνδρός [andros] – человек.

14

* См. Примечания на стр. 199.

15

Ок. 1182–1226 гг.

16

Несмотря на то, что Европейский Союз провозгласил 2009 год «Европейским годом творчества и инноваций», необходимо помнить, что одно дело истинное искусство и другое дело – выражение шизофрении. Фактически, в социуме повсюду – от выставок до фестивалей – продается, покупается и превозносится шизофрения.

17

Базовый код человеческой жизни представлен определенной формой, которая проектирует сложную органику, состоящую из совокупности одноклеточных и многоклеточных микроорганизмов.

Эта форма есть Онто Ин-се, которое проектирует человеческую органику в стремлении к непрерывной эволюции, ведущей к увеличению жизни настолько, насколько это возможно, в соответствии с формальной идентичностью.

Будучи действующим присутствием, онто Ин-се трансцендентно по отношению к любому своему объективному действию.

18

Это слово никак не связано с Народной Демократической Республикой Лаос, которая считается самой отсталой страной Индокитая, государством-буфером, граничащим с Китаем, Вьетнамом, Камбоджей, Таиландом и Бирмой.

19

Каждая буква имеет свое значение, но постоянный корень указывает на исходные варианты значений.

20

От него берет начало также слово Эллада – el-laos.

21

Напомню, что настоящий Гомер был родом с берегов Прибалтики, поэтому чтобы понять греческие легенды, необходимо соотносить их с северными морями. См. Менегетти А. Интеллект и личность. Указ. соч, а также Vinci F. Omero nel Baltico. – Roma: Palombi Ed., 2008.

22

ίλη [ile] – толпа, множество (от είλέω [eileo] – обматываю, сжимаю, сгибаю; Ιλιον и Ιλιος [Ilion и Ilios] – город Троя) или λαός – народ.

23

1724–1804 гг.

24

546–488 гг. н. э.

25

Битва при Фермопилах состоялась между союзом греческих городов-государств и Персидской империей Ахеменидов, завершившись победой персов. Гибель 300 спартанцев при Фермопилах стала темой множества художественных, литературных и кинематографических произведений, среди которых небезызвестный фильм «300 спартанцев» режиссера Зака Снайдера (США, 2007, с Джерардом Батлером в роли короля Леонида).

26

Вечным критерием всегда выступает функциональный утилитаризм, обеспечивающий природную идентичность. Из последней рождается эволюционно-историческая интенциональность.

Теория естественного права основывается именно на этом понятии, а не на исторической феноменологии народов.

Искусство, сновидение и общество всегда должны помнить об этом оригинальном критерии, в то же время учитывая фактическое состояние отношений в ситуации.

Отношения создают категории для иерархии вмешательства и даже могут оправдывать те решения, которые идут вразрез с индивидуальной идентичностью, если она в логике ситуации противоречит общей или социальной природной интенциональности. Ubi major, minor cessat*. Именно большее всегда гарантирует каждую частность, пока это возможно. Индивидуальное, пусть даже и метафизическое, не замещает собой причинный порядок целого.

27

От того же корня происходит также «басилей», что у различных народов, использовавших это слово (греки, персы, византийцы), означало «командующий», «правитель», «король», “Palatium” – «акт всего народа».

28

См. Менегетти А. Кризис современной демократии. Указ. соч.

29

См. Менегетти А. От сознания к бытию. Обоснование философии будущего. Указ. соч.

30

См. «Истоки общественности» в книге Менегетти А. Кризис современной демократии. Указ. соч.

31

См. также Менегетти А. «Негативная, или вампирическая, психология». Клиническая онтопсихология. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.

32

Слово «вампир» восходит к славянскому корню – pi (маг, колдун) и литовскому глаголу wempti (пить, высасывать). Оно схоже во многих языках, например, vampir на сербском, wampyr на болгарском, vampire на английском, upior на польском, упырь на русском и т. д.

33

См. “Il vampirismo come mutazione genetica”, trad. di Gabrielle de Lioncourt.

34

Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота – хроническое неврологическое дегенеративное заболевание (особым образом получившее распространение в Великобритании в начале XXI в.), вызываемое прионом, или «особым инфекционным агентом», поражающим, прежде всего, крупный рогатый скот (хотя было открыто, что данная патология может передаваться потомству, поэтому на данный момент говорится о «губкообразной передаваемой энцефалопатии»).

35

>5 Первым текстом о «вампирах» считается вавилонская клинописная табличка (хранится в Британском музее), на которой приведена магическая формула защиты от etimne (демонов, высасывающих кровь). Древнееврейская традиция говорит о aluka (суккуб, пьющий кровь), или о существе, которое набрасывалось на заблудившегося в пустыне человека и выпивало его кровь. В иудейской традиции есть персонаж Лилит (ее имя происходит от ассирийского демона lilitu), она считается матерью всех вампиров и от нее происходят lilin, тоже являющиеся кровопийцами. Говорят, что если ребенок улыбается во сне в ночь на еврейскую субботу, то скорее всего он играет с Лилит, и, чтобы спасти его, надо произнести фразу: «Адам и Ева. Лилит – вон!». В греко-римской культуре также присутствуют вампиры, в большинстве своем женского пола, весьма похожие на европейских шаманок. В Древнем Риме есть описание существа (Овидий, VI книга «Фасты») по имени стрикс, похожего на хищную птицу и жаждущего крови (прародительница итальянских ведьм и румынских стригоев), а также других «вампирических» персонажей, таких как эмпуза и мормос. Если говорить о литературе, то первый рассказ о вампирах содержится в книге «Жизнь Аполлония Тианского» греческого писателя Филострата Флавия Афинского (170–247 гг. н. э.). Это история Мениппа, молодого человека, который чудом спасает от ужасной эмпузы своего учителя Аполлония. Превращение ламии (злого духа) в вампира детально описано Флегоном из Траллеса, вольноотпущенником императора Адриана (правившего с 117 по 138 г.), этот сюжет в дальнейшем был заимствован Гете (1749–1832) для «Коринфской невесты» и, возможно, вдохновил также Готье (1811–1872) на создание «Арии Марцеллы».

36

>6 С XVII в. в документальных источниках можно найти упоминания о различных «эпидемиях» вампиризма, например дело о вампире Юре Грандо в Истрии (1672), позже – сведения о вампирах в Греции (1701), в Восточной Пруссии (1710 и 1721), в Венгрии (1725–1730), в Сербии (1725–1732), в Валахии (1756), в России (1772) и т. д.

37

>7 Например, Брэм Стокер, Энн Райс и Джин Калегридис.

38

>8 Родилась в 1973 году в Хартфолде, Штат Коннектикут, в семье мормонов. Получила диплом по английской литературе в Brigham Young Universty (98 % студентов этого университета также являются мормонами). Замужем, воспитывает трех дочерей.

39

>9 В США книги были опубликованы в 2005, 2006, 2007 и 2008 годах.

40

>10 О вампирах снято множество фильмов, от первых – «Генуина: история вампира» (1920), «Носферату: симфония ужаса» (1922), «Дракула» (1932), до последних экранизаций – «Сумерки» (2008), «Новолуние» (2009). Между ними оказываются «Лавка ужасов» (1960, 1982 – мюзикл, 1986), «Ночь живых мертвецов» (1968, 1990), «Интервью с вампиром» (1994) и различные фильмы про Дракулу – «Сын Дракулы» (1943), «Дочери Дракулы» (1971), «Невесты Дракулы» (1960), «Возлюбленные Дракулы» (1968), «Дом Дракулы» (1945), «Замок Дракулы» (1969), «Граф Дракула» (1970) и многие другие. Были также сняты пародии на эту тему, среди которых известный фильм «Дракула, мертвый и довольный этим» режиссера Мела Брукса (1995).

41

>11 10 августа 2009 г. в США фильму «Сумерки» были вручены 11 премий “Teen Choice Awards”, определяемых на основе голосования публики до 18 лет (речь идет о 83 миллионах голосующих). Среди премий была и премия «За лучший поцелуй».

42

>12 1856–1939 гг.

43

>13 1875–1861 гг.

44

>14 1870–1937 гг.

45

>15 См. раздел «Типология сновидений» в данном издании.

46

>16 Как Стефани Майер, так и Стиг Ларсон (1954–2004), автор трилогии “Millenium”, находятся в поисках «вампира», обладающего способностью получать тотальное удовлетворение от поглощения, не давая ничего взамен. Но они его не находят, потому что несут его внутри себя.

47

>17 Когда актер играет в определенном фильме и вступает в шизофреногенную динамику, поскольку хочет быть актером, он подвергается заражению, становится частью болезни. Так, Ричард Бартон (1925–1984), умерший в возрасте 59 лет от кровоизлияния в мозг, предпочитал особые фильмы, связанные с болезнью, которая в дальнейшем стала для него роковой. Я говорю не столько о фильме «Изгоняющий дьявола II – Еретик» (Boorman J., USA, 1977), сколько о «Прикосновении Медузы» (J. Gold, Великобритания, 1978), в котором на каждое кровоизлияние в мозг у главного героя приходилось какое-либо разрушение в Нью-Йорке, Лондоне и т. д. То есть, были показаны взаимосвязи между приступами шизофрении у субъекта и каким-то несчастьем в социальном контексте. Другой великий актер, который не сумел прийти в норму после съемок в фильме, – Джек Николсон, главный герой фильма «Сияние» (реж. Кубрик С., США / Великобритания, 1980). Напомним также, что он сыграл в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. Форман М., США, 1975).

48

>18 Копенгаген, год рождения: 1956.

49

>1 469–399 гг. до н. э.

50

>2 427–347 гг. до н. э.

51

>3 См. “Il vampirismo come mutazione genetica”, trad. di Gabrielle de Lioncourt.

52

>4 См. раздел «Предпосылки» в книге Менегетти А. Право. Сознание. Общество. Указ. соч.

53

>5 Там же.

54

>6 См. раздел «Искусство проекции как патология» в книге Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.

55

>7 Реж. А. Ходоровски, Мексика, 1970.

56

>8 В связи с этим вспоминается фильм «Томми» (реж. К. Рассел, Великобритания, 1975), где дьявольское предстает на сцене, но одновременно есть и у публики, одно вовлекает и выстраивает другое. См. синемалогию по этому фильму в книге Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.

57

>9 1918–2007 гг.

58

>10 См. «Наука во благо человека с биологической точки зрения» настоящего издания.

59

>11 Синемалогия по данному фильму представлена в следующем параграфе.

60

>12 1904–1989 гг.

61

>13 См. Мильтон Дж. Потерянный рай. – Эксмо, 2009.

62

>14 Как Франц Шуберт, о болезни которого говорится в начале фильма.

63

>15 1265–1321 гг.

64

>16 1821–1881 гг.

65

>17 См. Пруст М. В поисках утраченного времени. – Пушкинская библиотека, 2007.

66

>18 Клоун, появляющийся в ключевой сцене фильма.

67

>19 1564–1616 гг.

68

>20 1920–1993 гг.

69

>21 См. одноименную главу в книге Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Указ. соч.

70

>1 Возьмем в качестве примера поэзию или музыку такого современного исполнителя, как Роберто Карлос (г.р. 1941). В некоторых его песнях в первую очередь есть то, что я считаю высшим искусством, искусством жизни, лишенным шизофрении. Когда он поет слова «она есть жизнь моя», он подразумевает не женщину, а музыку. Бетховен также пишет письмо «бессмертной возлюбленной», и все пытаются понять, какой женщине оно было адресовано, но на самом деле это была просто музыка. Уровень полной любви, которая позволяет прикоснуться к метафизическому, характерен для этого музыканта, использующего чувства, страсти, любовь, окружающие обстоятельства, чтобы показать связь с внутренним метафизическим измерением: его любовь, его страсть, его экстаз, его мучение. Все великие люди обладают своим ориентиром, у искусства бесконечное множество стилей и лиц, и, чтобы суметь спеть с экзальтацией, необходимо пройти через чувство, образ, стереотипы, которые понимает толпа. Но автор боится давать объяснения, потому что если он скажет, что черпает вдохновение в музыке, в божественности жизни, в чуде существования, то никто не поймет его песню. Напротив, народ испытывает иллюзии, что речь идет о его девушке, чувствах и т. п., и в этом случае все покупают его творчество.

71

>2 См. Менегетти А. Онтический геном. – М.: БФ «Онтопсихология», 2009.

72

>3 Нобелевская премия с некоторых пор превратилась из способа признания и научного стимула в форму демократического ассистенциализма. Это не только идет в разрез с волей А. Нобеля, но и приводит к научному регрессу.

73

Онтопсихология – это новое критическое и онтологическое обоснование науки, поскольку:


1) Сначала она наглядно демонстрирует: а) объяснения Гуссерля относительно ошибочности современной философии; б) меметику;

2) Затем дает онтологическое обоснование в ответ на научную и философскую критику Эдмунда Гуссерля;

3) Находит совпадение и обратимость. С помощью онтопсихологического метода после осуществления метанойи человек приходит к точности сознания, которое позволяет анализировать образ (или феноменологию) в соответствии с причинностью жизненного мира;

4) В индивидуальном плане онтопсихология позволяет человеку раскрыть собственную истину для продолжения его целостного интегрального саморазвития;

5) Ученому она дает онтическую рациональность, то есть понимание причинности, заложенной в действии, или законов жизни.

74

>4 Годы жизни: 1932–1986. Сновидения взяты из книги «Дневники. Мартиролог», состоящей из семи записных книжек и блокнотов, рассказывающих о биографических фактах последних лет жизни режиссера. Название отражает понимание боли как инструмента достижения глубинного уровня самопознания, то есть как средства нахождения истины. Читая эти свидетельства, можно понять, что многие характерные темы фильмов Тарковского такие, как изгнание, вера, сложные семейные взаимоотношения, болезнь – были пережиты непосредственно самим режиссером.

75

>5 Фильм был снят Тарковским в 1972 г. См. синемалогию по этому фильму в книге Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. Указ. соч.

76

>6 Подобная музыка часто звучит в фильмах ужасов Дарио Ардженто (род. в 1940 г.).

77

>7 См. раздел «Биологический код сновидений» в книге Менегетти А. Образ и бессознательное. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2017.

78

>8 1912–2007 гг.

79

>9 См. синемалогию в книге Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. Указ. соч.

80

>10 В 1980 Тарковский приезжает в Италию, где вместе с известным итальянским писателем, поэтом и сценаристом Тонино Гуэрра пишет сценарий к фильму «Ностальгия».

81

>11 Например, у Феллини остался дом, который достался ему от родителей. Тарковский умер в клинике. Рассказывая истории лучше других, они создавали истории, которые были всеми желаемы.

82

>12 См. раздел «Музыкальное здоровье» в книге Менегетти А. Учебник по мелолистике. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.

83

>13 См. раздел «Искусство и общество» в настоящем издании.

84

>14 См. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.

85

>15 Как в одной из сцен фильма «Солярис».

86

>16 При создании фильма Феллини, Тарковский и многие другие режиссеры испытывали разрядку, но не понимали собственный фильм, точно также как сновидец не понимает собственный сон.

87

>17 Эмоция: от лат. actio me agit – действие меня сотрясает; от греч. έµος κτίζω [emos ktizo] – я потрясен, взволнован.

88

>18 См. раздел «Семантика-призрак» в книге Менегетти А. Проект «Человек». – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.

89

>19 Образная: в итальянской версии iconica от гр. είκόνοσ [eikόnos], родительный падеж είκών [eikόn] – образ.

Страница notes