Искусство, сновидение и общество - стр. 2
мы проведем анализ внутреннего устройства общества и присущих ему проблем, то есть будем исследовать бессознательное, в том числе путем проникновения в тайны сновидений. Следует отметить, что даже в состоянии бодрствования человеку, наряду с рациональной рефлексией и памятью, свойственна постоянная онейрическая деятельность, которая обеспечивает его биологическое сохранение; без нее ему не выжить, поскольку онейрическая деятельность, даже не будучи понятой, восстанавливает внутренний психобиологический порядок.
На уровне психологии, проявленной вовне, люди выстраивают патологию, которая в течение нескольких месяцев способна привести к разрушению их нейронных способностей. Нейроны подчиняются точно соотнесенным одна с другой командам, а инстинкты координируют их деятельность. Таким образом, онейрическая деятельность присутствует в виде постоянного фона, обеспечивающего выживание индивидуации.
В ходе этих лекций я буду не только ученым, но и свободным мыслителем, и проведу многосторонний анализ фигур известных режиссеров, которые обнаружили основы бессознательного, а также великих художников. Я раскрою истинного Микеланджело[5], чье имя стоит в одном ряду с Рафаэлем[6], Брунеллески[7], Мазаччо[8], Караваджо[9], Мантенья[10] и другими.
Своим творчеством сначала Чимабуэ[11], а затем и Джотто[12] очерчивают представление о космотеандрическом[13] человеке. Великие художники эпохи Гуманизма посредством религиозной культуры пытаются привести человека к его изначальной целостности. Это исследование продолжается в эпоху Возрождения, центральной фигурой которой является Микеланджело.
Реформация и Контрреформация[14]* отодвигают человека на второй план, теряя из вида это единственное благо, ради которого, как говорят, сам Бог предстал во плоти. Великие всегда любили человека за его ценность, хрупкость и даже противоречивость. На мой взгляд, невозможно не любить человека, однако любовь к нему не следует смешивать с религией или милосердием. Истинный человек не нуждается в жалости, милосердии или жертвах со стороны другого. В его сердце находится Царство Небесное, слишком много гордости и божественной независимости. Следовательно, необходимо пробудить то оригинальное, которое задыхается под грузом множества культурных и исторических «протезов», под многочисленными наслоениями стереотипов. Необходимо обрести нового человека и со всей благопристойностью «похоронить» человека старого, который задавлен множеством «протезов» и стереотипов.
Таким образом, мы могли бы заново открыть Гуманизм, заложенный Св. Бенедиктом Нурсийским, Св. Франциском и Св. Домиником де Гусманом, и предложить его высший синтез грядущим поколениям.