Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов - стр. 308
М. И. Кагану отходят кантианцы, «труды которых можно добыть в Москве» (Пелиц, Снелль, Гейденрейх, Круг, Дельбрюк, Якоб), и противники Канта (Эбергард, Хр. Михаэлис),[1208] а А. Ф. Лосеву – исследование проблем символа и мифа (Вагнер, Крейцер, Фосс и др.). Изучение шеллингианцев (Зольгера, Бахмана, Лудена) входит в задачи П. С. Попова,[1209] а Краузе – А. Л. Саккетти.
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 14. Ед. хр. 14. Л. 31–31об.; М. И. Каган. О ходе истории. С. 645 (из письма С. И. Каган от 15 февраля 1925 г.).
14 и 28 января 1926 г. П. С. Попов представляет Комиссии по изучению истории эстетических учений доклад «Учение Зольгера об иронии». Доклад «Основы эстетики Краузе» читается А. Л. Саккетти 25 марта 1926 г. С докладом «Теория искусства Шлейермахера» 8 апреля 1926 г. выступает в комиссии А. В. Бельский.
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 14. Ед. хр. 21. Л. 32, 35–37, 47–47об., 53–53об.
Проблема символа привлекает внимание не только Комиссии по изучению истории эстетических учений. Один из первых докладов на эту тему, подготовленный А. Ф. Лосевым, заслушивается в Комиссии по изучению проблемы художественной формы («Диалектическая структура символа», 1 декабря 1925 г.).
Впоследствии доклады по проблеме символа А. Ф. Лосев представляет Комиссии по изучению современных проблем философии искусства («Философия символических форм у Э. Кассирера», ноябрь 1926 г.)[1210] и Историко-терминологическому кабинету («Античная философия мифа», 13 октября 1927 г.).
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 14. Ед. хр. 22. Л. 12–13, Ед. хр. 25. Л. 4–5, Ед. хр. 29. Л. 1.
Февраль, 16 – Президиум ФО принимает решение повторно ходатайствовать перед Президиумом и Правлением Академии о «командировании за границу для научных работ» членов Отделения А. Г. Габричевского, Н. И. Жинкина и Н. Н. Волкова.
Получить командировку удается только Н. Н. Волкову – с 1 ноября 1925 г. по 1 марта 1926 г. он «выполняет научное поручение ГАХН в Германии (Фрейбург)».[1211]
20 октября 1925 г. вторым заместителем председателя Комиссии по изучению проблемы художественной формы «ввиду долгосрочного отпуска Н. Н. Волкова» избирается (по предложению Г. Г. Шпета) А. С. Ахманов.
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 10. Ед. хр. 110. Л. 9, Оп. 14. Ед. хр. 17. Л. 7, Ед. хр. 22. Л. 6.
Февраль, 17 – Комиссия по изучению проблемы художественной формы планирует привлечь к работе в своем составе специалистов по пространственным искусствам и по музыке. Ученому секретарю Комиссии поручается «переговорить с Б. Л. Яворским, И. Я. Корницким и М. И. Фабрикантом».
Н. И. Жинкину поручается реферирование книги Р. Мюллера-Фрейенфельса «Психология искусства», «в связи со взглядами Шпрангера»; каждый из членов