Размер шрифта
-
+

Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов - стр. 307

РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 50. Л. 52об., Оп. 14. Ед. хр. 11. Л. 27–28, Ед. хр. 19. Л. 39об.

Январь, 27 – На заседании Комиссии по изучению проблемы художественной формы Р. О. Шор выступает с докладом о принципах новой системы теоретической лингвистики (по поводу II выпуска «Эстетических фрагментов»[1203] Г. Г. Шпета).

ГАХН. Отчет. 1921–1925. С. 139.

Доклад вновь привлекает внимание к изданию, вышедшему в самом начале 1920-х гг., и способствует дополнительному разъяснению Г. Г. Шпетом его позиции: «“Эстетические фрагменты” – не лингвистика… у них иная интенция»; «его целью было оказание помощи со стороны философии. В “Эстетических фрагментах” философский анализ – анализ в понятиях, у Р. О. Шор переход уже к вещам».

Впоследствии статью Р. О. Шор под названием «Новая система теоретической лингвистики» по предложению М. А. Петровского планируется напечатать «в сокращенном виде» в I выпуске «Трудов» комиссии[1204] [не опубликована[1205]].

РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 14. Ед. хр. 15. Л. 29–30, 37.

Февраль, 6 – Б. В. Горнунг представляет сотрудникам Комиссии по изучению проблемы художественной формы ФО и Подсекции теоретической поэтики ЛС статью «К вопросу о предмете и задачах поэтики (В. М. Жирмунский, формалисты и традиционная наука)» (другое название – «К вопросу о предмете и задачах поэтики (К критике учений В. Жирмунского и “формалистов”)»), написанную в сентябре 1924 г.[1206]

РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 6. Ед. хр. 25. Л. 61–62об., Оп. 14. Ед. хр. 9. Л. 22, 29–30.

Эта статья, основное содержание которой сводится к «критике явного или скрытого психологизма, лежащего в основе всех трех рассматриваемых направлений русского литературоведения», принимается ФО для напечатания в I томе «Трудов» Комиссии – сборнике «Проблема художественной формы»[1207] [не опубликована].

РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 70. Л. 74–75, Оп. 10. Ед. хр. 155. Л. 22, Оп. 14. Ед. хр. 9. Л. 22.

Февраль, 7 – I том «Энциклопедии художественных наук» объемом 25 п.л., посвященный общим эстетическим терминам, заявляется в числе «готовых к печати трудов, на издание которых испрашиваются средства».

РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 43. Л. 125, 126.

Февраль, 12Комиссия по изучению истории эстетических учений принимает решение распределить намеченный к исследованию материал «по связи с общей работой каждого из членов комиссии» и «предложить каждому из членов Комиссии дать предварительный краткий обзор содержания намеченных источников с целью установления проблем возможного исследования и взаимного согласования работ».

В результате предварительного распределения материала по истории эстетики А. С. Ахманову достается Шлейермахер, А. Г. Габричевскому отходят Зульцер, Гёррес и Ад. Мюллер, а Б. В. Горнунгу – иенские романтики. В. П. Зубову – Гаман, Линднер и «просветители» (Шенайх, Бюшинг, Душ, Мендельсон, Реймарус) и манускрипты по эстетике XIX в., хранящиеся в библиотеке I МГУ.

Страница 307