Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 33

от Него – Богоматерь (2) и Иоанн Предтеча (Креститель) (3), за ними – Архангел Гавриил (4) и Архангел Михаил (5); далее по обеим сторонам – апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные и т. д.

III. Праздничный чин. В этом ряду находятся иконы, представляющие Праздники – главные христианские события от Рождества Богородицы до Успения Богородицы.

IV. Пророческий чин. В центре этого ряда икон помещается изображение Богоматерь-Знамение (1), воплощая ветхозаветное пророчество Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (евр. Эммануил – с нами Бог). Богоматерь представлена с воздетыми руками (поза – оранта), на ее грудимедальон с изображением Христа Эммануила (ребенка). По сторонам от центральной иконы – изображения пророков (2).

V. Праотеческий чин. В центре этого ряда помещается икона Ветхозаветная Троица (1), по сторонам от нее иконы с праотцами (2).

А. Голгофа. Голгофа (иврит גולגולת /golgolt/ – череп) – это холм вблизи древнего Иерусалима, на котором был распят Христос. В иконостасе Голгофа представлена сценой Распятие.

После падения в 1453 г. Византии Москва объявила себя ее наследницей. Активизировалась борьба за освобождение от монгольского ига. Осторожно добавим к этим событиям обозначившийся (появлением высокого иконостаса) поворот к новому восприятию земной жизни. Начался новый этап в истории русского храмового строительства.

Во 2-й пол. XV в. затевается перестройка Московского Кремля. Мастеров собирали из разных русских земель, возглавили их приглашенные итальянские архитекторы. Наряду с белым камнем, строительным материалом становится кирпич. Главная святыня Московского Кремля должна была служить усыпальницей русских митрополитов, патриархов, местом коронации и венчания великих князей (затем царей и императоров). Своего рода эталоном для нее стал одноименный Успенский собор во Владимире. В Кремлевском Успенском соборе (итал. арх. Аристотель Фьораванти, 1475–1479 гг.) были повторены крестово-купольная композиция с двумя дополнительными западными столбами, а также пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы (ил. 52.1–2). Однако и интерьер, и облик московского собора весьма отличались от прообраза.


Ил. 52. Успенский собор в Московском Кремле. Арх. Аристотель Фьораванти. 1475–1479 гг.

1. Внешний вид. 2. План


В композиции интерьера изначально был учтен высокий иконостас. Он должен был примкнуть к двум восточным столбам подкупольного креста, поэтому эти столбы получили

Страница 33