Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 31

Во времена, когда светская власть целиком зависела от монгольских завоевателей, а духовное подчинение было ориентировано на постепенно угасающую Византию, Русь тем не менее шаг за шагом проходила те же этапы познания земного мира, что и Западная Европа. Это были этапы «взросления» народа – подобно тому, как эмоциональный несмышленый ребенок (детство человечества) превращается в эмоционального категоричного в оценках подростка (период Средних веков), затем – во взрослого логически мыслящего человека. Но Русь с ее нелегкой исторической судьбой и эмоциональным складом души русских людей проходила эти этапы своеобразно, не столь очевидно, ка Европа.

О появлении на Руси интереса к земной жизни свидетельствуют, в частности, изменения, произошедшие в толковании храмового пространства.

Храмы

Строительство храмов на Руси, надолго приостановившееся из-за татаро-монгольского ига, возобновилось в XIV в.  При сооружении храмов по-прежнему в интерьере использовалась традиционная крестово-купольная композиция с сакральным пространственным крестом (ил. 50.2).


Ил. 50. Спасский собор Андронникова монастыря. 1425–1427 гг.

1. Внешний вид. 2. План


Снаружи, как это наметилось в домонгольское время, это был пирамидально выраставший вверх объем храма, с живописными рядами закомар, увенчанный одной главой (ил. 50.1). Интерьеры с открытым алтарем расписывали, опираясь на каноническую схему «храм – мироздание», возникшую в Византии, где отцы церкви столетия размышляли о вере и Боге. В открытом взорам верующих алтаре, на глазах у паствы, «приемля от всех благовонный фимиам, бескровные и невещественные жертвы молитв, … Иисус … воссылает их к небесному Отцу и Богу»[18]. Впрочем, при возобновившемся строительстве допускались и новшества, обусловленные типами церквей, местными особенностями, прочтением догматов. В нач. XV в. в московских храмах работают два величайших художника, Андрей Рублев и Дионисий.

Однако на рубеже XIV–XV вв. в русских храмах вместо невысоких «прозрачных» алтарных преград начинают создавать высокие иконостасы (ил. 51), отгораживающие восточную часть храма с алтарем.


Ил. 51. Высокий иконостас.

Церковь Воскресения Словущего в селе Колычево (Московская обл.)


Причина их появления никак не отражена в летописях, хотя последствия оказались грандиозными. Ведь при этом подкупольное пространственное ядро утратило образ сакрального креста, верующим стали недоступны происходившие в алтаре таинства, во время литургий исчезло визуальное слияние Горнего и земного мира. Т. е. с появлением высокого иконостаса

Страница 31