Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 32
В западных базиликальных храмах эта идея сформировалась в раннем христианстве и выражала исключительно идею спасения души на коротком земном отрезке для вечной жизни после смерти. Но в Новое время земной отрезок пути – это еще и реальная жизнь с множеством возможностей. Одновременное появление на Руси высокого иконостаса могло также означать важность, ценность земного существования. (Вряд ли правомерно считать, что композиция храма-мироздания оказалась слишком отвлеченной для пластически-образного русского сознания, и что высокий иконостас должен был восприниматься как наглядный учебник священной истории, языком живописи представлявший все важнейшие сведения о вере.) Высокий иконостас отделил в русском храме западную земную зону.
Классический иконостас состоит из пяти основных, расположенных друг над другом, рядов (чинов) с соответствующими иконами[20].
I. Местный чин. В центре расположены царские врата (6), связывающие пространство храма с алтарным. На створках царских врат вверху изображена сцена «Благовещение» (а), внизу – евангелисты (б). Иконы местного чина: Спаситель (1); Богоматерь-Одигитрия (2); храмовая икона с изображением святого или события, которому посвящен храм (3); местно-чтимая икона (4); Тайная вечеря (5). В этом ряду также имеется дверь в дьяконник (7).
Одигитрия (греч. οδηγητρια – указующая путь, путеводительница. Согласно церковному вероучению, образ Богоматери-Одигитрии с Младенцем означает явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному Младенцу.
II. Деисусный чин. Деисус (см. раздел «Византийские интерьеры»), который ранее помещали на алтарной преграде, в деисусном ряду иконостаса может быть расширен влево и вправо соответствующими иконами. В центре представлен Спас в силах (1) – в радужном сиянии небесной славы, в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих евангелистов. По сторонам