Размер шрифта
-
+

Интеллигенция поет «блатные» песни - стр. 13

Спектакль «Светите, звезды», ЛДТ. 1957


Потом эта одесско-блатная смесь выветривалась, хотя и не полностью. Котя зачитывался учебниками, готовился идти на рабфак. Поступал, учился. Попутно активно помогал студентам обнаружить и разоблачить классового врага.

Фрейндлих делала свое дело весело, озорно, ярко. Замечательно пела Котькины песенки: “Клавочка служила в Энпека…”6 из пьесы, а вместо “Один я, юнош одинокий…” взята была другая: “Жил на свете мальчишечка…”.

Котька получился обаятельнейший, да еще такой колоритный…» [7].


А теперь послушаем, что же напевал герой Алисы Бруновны:

Жил на свете мальчишечка,
Мальчишечка озорной,
Он уехал на чужбину
Из страны родной,
На чужбине – известно —
Люди злые вдвойне,
Заскучал наш мальчишечка
В чужедальней стране.
Он трудился сначала
И по книжечке читал,
От занятий потихоньку
Он чахоточку поймал.
Вам, граждане, понятно —
Погиб мальчишечка озорной,
И его закопали
За могильной стеной.
К озорному мальчишечке
Уж никто не придет,
Над могилой одинокой
Соловей пропоет.

Уверен, вы и без меня заметили, что финал повторяет слова «гимна беспризорников» из «Путевки в жизнь».

«Пускай родился в сыром подвальчике…»

Следующей картиной, где вновь поднимается животрепещущая проблема, стала работа Алексея Салтыкова «Бей, барабан!» (1962). Одну из лучших (и совершенно забытых нынче) ролей играл Савелий Крамаров. Он предстает перед зрителем бродягой и поэтом, «певцом городских трущоб» по прозвищу Мусье, который не поет, но постоянно декламирует наивные вирши о своей сиротской доле, а потом со сцены нэпманского ресторана читает стихи:

В окопах мы кровь проливали,
Мы ползали в них, как ужи,
Теперь отдохнем! Воевали
За то, чтоб красиво пожить!

Кадр из фильма «Бей, барабан!» (реж. А. Салтыков, 1962).

«Певец городских трущоб» по кличку Мусье (С. Крамаров) читает стихи своим товарищам по несчастью, беспризорникам


Не могла такая история обойтись и без песен: «дети улицы» поют куплеты из «Яблочка», блатную песню «Вот повели его по переулку» и, конечно, «Позабыт-позаброшен».

Кстати о неувядающем «Яблочке». В фильме Юрия Чулюкина по повести Аркадия Гайдара «Р.В.С.» (1977) есть примечательный монолог беспризорника:

«Я, брат, всякие песни знаю. По станциям, по эшелонам завсегда пел. Все равно, хоть красным, хоть петлюровцам, хоть кому… Ежели товарищам, скажем, тогда “Алеша, ша!”, либо про буржуев. Белым – тут надо другое: “Раньше были денежки, а теперь бумажки”… “Погибла-а Рассея”. Ну, а потом “Яблочко”. Его, конечно, на обе стороны петь можно:

Опля-опля, тру-лю-лю,
Вдоволь я поспать люблю,
Страница 13