Размер шрифта
-
+

Интеллигенция поет «блатные» песни - стр. 12

На старый путь не повернуть, не повернуть.
Хлебнули горя мы все немало.
Что раньше было, теперь забудь!
Начнем в коммуне мы жить сначала!..

И вторая:

…Есть у нас смекалка, есть и сила,
Не страшат нас большие дела.
Нам страна путевку в жизнь вручила,
Сыновьями нас назвала!
Кто посмел сказать, что мы не люди?
Беспризорных прежних больше нет!
О судьбе твоей, товарищ, как о чуде,
Будут помнить через много лет!

В дальнейшем ничего подобного в отечественном кино не будет. Появление беспризорного станет означать лишь одно: прозвучит песня трагичная (чаще) либо комическая (гораздо реже).

В 1934 году режиссеры Марк Донской и Владимир Легошин снимают драму «Песнь о счастье», где Борису Тенину, несмотря на его уже недетский возраст, досталась роль беспризорника-переростка Гороха. На толкучке, отбивая ложками ритм, он просит у честного народа копеечку:

Вы теперь все почтенные жители,
Но любили вы все, как один.
Может быть, дорогие родители,
Я и есть незаконный ваш сын.
Вот я весь изможденный и скромный,
Коль в гроше кто окажет из вас,
То, поверьте, с усмешкой злобной
Я подохну при вас через час…

Чем был обусловлен выбор Донского и Легошина, сказать я затрудняюсь.

К моменту выхода фильма Тенину исполнилось 29 лет, но стоит признать, что смотрелся он довольно органично. Предположу, что его пригласили на эту роль, зная о его любви к фольклору беспризорников. В этом сам Борис Михайлович признавался на страницах книги воспоминаний «Фургон комедианта».

Быть может, и эти нехитрые куплеты были им подслушаны у какой-нибудь стайки мальчишек, что грелись в асфальтовых котлах на московском Арбате?

«Жил на свете мальчишечка…»

В 1957 году в ленинградском Театре имени Комиссаржевской решили возродить к постановке старую пьесу Ивана Микитенко 1931 года «Светите нам, звезды!». На роль беспризорника Котьки пригласили… молодую актрису Алису Фрейндлих. Театральный критик Евгений Калмановский восхищался: «…авторское посвящение к пьесе дает представление о ее общей тональности. Вот как оно звучит: “Пролетарскому студенчеству, бурей и натиском разрушившему душные “храмы” буржуазной науки и создавшему огненные кузницы пролетарской революционной мысли”. <…> Главные герои пьесы – студенты начала двадцатых. <…> Рядом со студентами – беспризорник Котя. Это и была первая в нормальном ходе репетиций выстроенная роль Алисы Фрейндлих. Поначалу в пьесе и спектакле Котя говорил своеобразным языком: “Алеша, ша! Думаешь, в тибе пошел? И я на Одес. А барышню возьмете? Ой, и барышня! Строгая, а вумная. Эй, сюдою!”


Алиса Фрейндлих в роли беспризорника Котьки.

Страница 12