Размер шрифта
-
+

Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН) - стр. 2

Луч милости был, Бецкой, ты!

Пользовавшийся особым расположением императрицы и отвечавший в кабинете Екатерины II за просвещение, он был широко образованным, прогрессивных взглядов человеком. И. И. Бецкой родился в Стокгольме. Его отец, князь Иван Юрьевич Трубецкой, при Петре I был взят в плен шведами во время битвы под Нарвой в 1700 г. и в качестве военнопленного был отправлен в Стокгольм, где вступил в брак с баронессой Вреде и прожил с ней там 18 лет. Вернулся в Россию только при Елизавете. Иван Бецкой был его побочным сыном и потому носил только вторую часть фамилии своего отца. Раннее детство И. И. Бецкого прошло в доме его дедушки, барона Вреде. Он получил блестящее воспитание и образование в Европе. Закончив Копенгагенский кадетский корпус, будущий государственный деятель и просветитель провёл в дальнейшем около 15 лет в Париже.

Многие свои идеи И. И. Бецкой заимствовал из трудов известных западноевропейских философов, педагогов и педиатров. На его мировоззрение большое влияние оказал философ, психолог, педагог и врач-педиатр Джон Локк, указавший в своей работе «Мысли о воспитании» о связи умственного, физического и духовного развития. Преемником учения Д. Локка о влиянии внешних факторов на физическое и духовное формирование людей был французский философ К. А. Гельвеций, который в своём трактате «О разуме» полагал, что душа ребёнка является «чистой бумагой, на которой воспитанием можно написать любые письмена» [2]. Именно у К. А. Гельвеция И. И. Бецкой почерпнул идею о возможности создания нового типа людей. Он также был поборником теории «врождённых идей» знаменитого французского философа Ж. Ж. Руссо, согласно которой в человека изначально вложены добрые качества, которые могут развиваться или вытесняться в зависимости от среды его обитания. Ж. Ж. Руссо считал необходимым естественное воспитание ребёнка в процессе игр, занятий с учётом его интересов и темперамента. Кроме того, И. И. Бецкой, вслед за французским философом-просветителем Дени Дидро, который по приглашению Екатерины II провёл около года в Петербурге, поставил вопрос о необходимости женского образования. Именно он отстоял идею создания Смольного института благородных девиц. И. И. Бецкой был убеждён в возможности и необходимости «создания новой породы людей» в России при помощи организации соответствующих воспитательных учреждений. Эту «новую породу» сподвижник Екатерины II представлял себе в качестве третьего сословия по французскому образцу. По мнению И. И. Бецкого, «Пётр Великий создал в России новое поколение людей, а Екатерина II вселяет в них цивилизованный разум» [6]. Это важное заявление подчёркивало, что создание Воспитательного дома являлось составной частью внутренней политики Екатерины II.

Страница 2