Размер шрифта
-
+

Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной - стр. 8

. Однако они действительно связаны именно таким образом – не идентичны, подобно самой мелкой и самой крупной карте в колоде, однако тесно переплетены друг с другом. (Отсутствие подобного различения – плодовитый источник таких ересей, как материалистичный пантеизм Амальриха Венского и Давида Динантского, которые стремились отождествить Бога с «первоматерией» – так как оба они простые, то их обоих нельзя разделить[16]. Также и Бруно, в соответствии с его учением об идентичности противоположностей, рассматривал каждую бесконечно малую частицу мирового эфира как идентичную с душой вселенной. «Если мы подумаем, – говорит Николай Кузанский, – то обнаружим, что к истинному максимуму ничего нельзя добавить, а от истинного минимума нельзя ничего отнять; таким образом, человек может видеть, что в Наивысшей Реальности максимум и минимум совпадают»[17]. Здесь наивысшая истина и глубочайшая ошибка могут незаметно проникать друг в друга. Может не быть никакой разницы, а может быть громадная разница между утверждением Экхарта «Diess Funkelein, das ist Gott»[18] и госпожи Юлианы «Я видела Бога в Точке»[19], между утверждением Траэрна «Ибо полностью присутствуя повсюду, Его вездесущесть полностью присутствовала в каждом центре»[20] и Александра фон Сухтена «Нежная субстанция, или имманентная природная влага, рассеянная по изначальным частицам, простая и абсолютно нетленная… именуемая Духом Мира, которая сотворена из Души Мира, единственной бесспорной жизни, заполняющей и понимающей все»[21]. Все зависит от того, проводим ли мы, при интерпретации подобных заявлений, необходимое различие (различие, которое не может быть больше того, каким уже является) между вместилищем и его Содержимым, избегая, таким образом, «путаницы в субстанции». Когда мы это делаем, то можем с уверенностью говорить

«…о Том, кто сжал свою безмерность
И заключил Себя в пределах малого цветка»[22]

и можем даже подтвердить скрытую Божественность алхимика, которая дремлет в самом сердце материи – это lapis, камень, который забраковали строители и который на самом деле является краеугольным камнем.

Если естественная наука свидетельствует об эволюции промежуточных Пар в надлежащей последовательности, то божественная наука (независимо от того, признаем ли мы ее права на это или нет) свидетельствует о наивысшей Паре как об основе этой эволюции. В основании иерархии, в ее Центре, находится не Вместилище Платона или заполняющая пространство бесформенная субстанция[23], и не hyle, или «первоматерия», или «внешняя темнота» манихейской секты и секты гностиков, а просто ничто. Как говорит нам св. Афанасий, мир «был сотворен не из существующей до него материи, а из ничто, и из абсолютного и полного небытия Бог создал его посредством Слова… Ибо Бог добродетелен – или, скорее, Он является Источником всей добродетели, и для того, кто добродетелен, невозможно быть скупым или жадным по отношению к чему бы то ни было. Таким образом, никому не жалея бытия, Он создал все из ничего…»

Страница 8