Размер шрифта
-
+

Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной

1

Природа (1836), III. 2.

2

Д-р Ф. Р. Теннант верно подмечает, что, тогда как наука должна «разделять, чтобы завоевывать, также необходимо признать такие последовательности и взаимозависимости между науками, которые появятся, если мы объединим свои завоевания». Однако, когда он добавляет, что «Наши знания, в целом, можно, скорее, сравнить с организмом с его членами, нежели с домом с его отделенными стенами комнатами», он явно говорит о том, что должно быть, а не о том, что есть на самом деле {Философия наук, с. 189).

3

Эмерсон, Метод природы. Дело в том, что донаучный человек так же склонен игнорировать горизонталь, предпочитая ее вертикали, как мы склонны делать обратное. Например, Марк Аврелий ясно осознавал вертикальные связи, но из-за отсутствия горизонтальных данных его космос неопределенный и аморфный. «Все связано и переплетено, и этот узел священный… Ибо все вещи расположены вместе в соответствии с их рангом, и, благодаря соблюдению каждым участником его надлежащего места и уровня, все они действуют согласованно для создания одного и того же космоса» (Размышления, VII. б).

4

Аристотель указывает на тот факт, что во всей науке «соединение всегда должно разлагаться на простые элементы, или наименьшие части целого» (Политика, I). Но на самом деле это только половина данного вопроса. Мы не можем найти части, если понятия не имеем о большем целом, которому они принадлежат.

5

См. Ф. Р. Теннант, цитируемое ранее произведение.

6

Пригодность окружающей среды.

7

Расширяющаяся вселенная. См. Р.А. Сэмпсон, Солнце, с. 5 – о взаимосвязи физики и астрономии. Великий труд Эддингтона (обобщенный в его Фундаментальной теории) по расчетам физических констант, независимо от экспериментов, пришедших к схожим результатам путем эмпирического метода, был возможен в основном благодаря его методу связывания очень большого с очень маленьким.

8

Вовсе не имеется в виду, что человек эволюционировал всего лишь как биологический вид и как отдельный организм. Его эволюция происходит на нескольких уровнях: например, (1) на уровне биологического вида, в той мере, в какой он соперничает с другими биологическими видами; (2) на уровне расы (см. А.К. Хэддон, Человеческие расы) в той мере, в какой он соперничает с другими расами; (3) на уровне более мелкой социальной группы (см. сэр Артур Кит, Новая теория человеческой эволюции) в той мере, в какой он соперничает с другими подобными группами; и (4) на уровне отдельного человека в той мере, в какой он соперничает с другими людьми. Однако все подобные уровни содержатся внутри иерархической Пары Человечество-человек. Они – детали внутренней организации.

9

См. Бергсон, «Так же, как мельчайшая частичка пыли связана со всей нашей солнечной системой… так и все организованные создания, от самого скромного до самого высокого, от первых истоков жизни до наших времен и во всех местах и во все времена свидетельствуют об одном-единственном импульсе… Все живое связано друг с другом» (Творческая эволюция, с. 285).

10

У очень прохладных звезд, спектральных классов К и М, обнаруживаются такие соединения, как окись титана. Однако это, видимо, незначительная и бесплодная ветвь эволюции: видимо, жизнеспособная молекулярная эволюция планетарна.

11

См. Бенджамин Мур, Происхождение и природа жизни, с. 185.

12

Джинс пишет: «Физика атомныхядер может… объяснить многие до сих пор сбивающие с толку звездные характеристики; самые большие и самые маленькие компоненты природы – звезда и атомное ядро – встретились и пролили свет друг на друга, способствуя нашему лучшему пониманию обоих» (Вселенная вокруг нас. Предисловие к 4-ому изданию).

13

Сложную теорию выработки энергии в звездах разработал Х.А. Бете – несколько видов атомов низкого атомного веса задействованы в реакциях, основным результатом которых является превращение водорода в гелий. Что касается более тяжелых атомов, то вполне может быть, что они были сотворены во время катаклизма, породившего солнечную систему.

14

Уильям Уотсон, Майская ода.

15

См. Уорд, Царство целей, с. 436.

16

Г. Тери, Давид Динантский, сс. 132, 135; Этьен Жильсон, Дух средневековой философии, с. 449; С. Г. Меллоун, Западная христианская мысль в средние века, сс. 150, 151; К. Ч. Дж. Уэбб, Исследования по истории естественной теологии, с. 239 и далее.

17

Об ученом незнании, цитируется в Джордано Бруно Боултинга. Немногие сочли бы аргумент Николая Кузанского убедительным. С таким же успехом можно сказать, что наивысшая реальность одновременно ничто и бесконечность, ибо когда мы сокращаем знаменатель дроби до нуля, то получаем бесконечность, а когда увеличиваем его до бесконечности, то получаем ноль.

18

Откровения о божественной любви, III. 0 подобном видении сообщает св. Тереза.

19

Сотницы медитаций.

20

Цитируется в Золотой и благословенной сокровищнице чудес природы Бенедикта Фигула, сс. 71, 72.

21

Жильсон (цитируемое ранее произведение) указывает на тот факт, что концепция божественного образа, которая «столь часто лежит в сердце средневекового мистицизма… допускает мистическое обожествление без «путаницы в субстанции»; человек здесь не более чем субъект…»

22

Эдит Ситвелл, Песнь холода, «Две любви».

23

Тимей, 48–53. Платон описывает эту субстанцию как аморфную, невидимую и все-принимающую мать и кормилицу всего, что появляется; пластичную массу, которая формируется всем, что в нее входит. С другой стороны, первичная материя Аристотеля, лишенная любой формы или определения – это, скорее, продукт наших умов, нежели что-то объективно реальное.

24

0 воплощении Слова, 1.3. Св. Афанасий цитирует Пастыря Гермы: «Существует один Бог, который создал и устроил все вещи и привел их от небытия к бытию»; и Послание к евреям, XI. 3: «…из невидимого произошло видимое». См. Послание к римлянам, IV.17.

25

Сумма против язычников, I. А за сто лет до этого св. Бернар (De Diligendo Deo (0 любви к Богу),\1) сказал, что человек был создан Богом из ничто. Однако многие писатели эпохи после Реформации отрицают теорию exnihilo, заявляя, что Бог создал мир из Самого Себя (как Беме и Лоу) или что Он создал его из первичной материи, которая является частью Его субстанции (как Мильтон).

26

Движение, сказал Бергсон в «Восприятии изменчивости», не подразумевает, что что-то является движимым. См. Уайтхед, Способы мышления: «Секунда – и ничего нет» и Г. Уилдон Карр, Философия перемен, с. 15 и далее.

27

Не следует забывать (как я говорил в главе V), что в некоем важном смысле эти огромные числа нереальны.

28

На этой стадии не было бы целесообразным придавать полновесность всем возможным возражениям против данной схемы (предполагая, что я вообще способен справиться с этой задачей). Погода, которая укрепляет растение, убивает саженец. Возражения, на которых настаивают преждевременно, могут предотвратить то самое развитие, которое бы в свое время с ними покончило. Анри Пуанкаре указывает на тот факт, что если бы Ньютон знал столько же о движениях планет, столько знали его преемники, у нас, возможно, все еще не было бы закона о тяготении. «Истина, – говорит Уайтхед, – должна быть своевременной» («Приключения идей», XVI.3).

29

Безусловно, мы используем электроны для изучения туманностей. Полезный способ измерения яркости туманности – посредством фотоэлемента.

30

Спин электрона и других частиц является эффектом квантовой теории, и во всех отношениях не похож на вращение макроскопических тел.

31

См. Шеррингтон, Человек о своей природе, III.

32

Я хотел бы здесь добавить, что иерархические индивиды целостного статуса склонны воспроизводить в своей структуре структуру иерархии в целом. Особенно это относится к Земле: ее недра связаны с низшими иерархическими уровнями, поверхность – со средними уровнями, атмосфера – с высшими уровнями: система областей в миниатюре. Кольцевидная структура солнечной системы в некоторых отношениях противоположна этой модели: здесь отдаленность означает нужду и неполноценность. Как заметил Платон, структура человеческого тела иерархична: то, что в ней более высокое, является более высоким во всех смыслах. Как будто каждый уровень необходим исключительно для того, чтобы проявить какую-то особенность иерархии в целом.

33

См. Уильям Джеймс, Основания психологии, с. 353 и далее. А также У.Э. Хокинг, «Я»: его тело и свобода, с. 122

34

См. Троттер, Стадные инстинкты толпы во время войны и мира.

35

Иерархическая симметрия всего настоящего прогресса, так же, как и его цели – наивысшей Пары – хорошо проявляется в следующей фразе: «Каждой степени подъема по лестнице бытия субъективно соответствует более глубокая психологическая функция, которая понимает высший уровень и едина с ним. Таким образом, душа объединена с Богом посредством ее самой глубинной функции, или, более точно, глубочайшего корня всех ее функций, а именно центра» (Э. И. Уоткин, Радуга в облаках, с. 144).

36

Примеры «инкубации», за которым следует вдохновение, см. у Грэма Уоллеса, Искусство мысли и у д-ра Розамунд Хардинг, Анатомия вдохновения. О единообразии фаз мистической жизни (в том числе начальной фазы традиционной набожности и добродетельных дел, за которой следует фаза ухода от мира) см. Роберт Г. Таулесс, Введение в психологию религии. В своем классическом описании религиозного сознания Уильям Джеймс отмечает четыре основных фазы: а) религия здравомыслия, единожды рожденного; б) больная душа, разделенное «я» и процесс объединения; в) обращение, за которым следует зрелая духовная жизнь дважды рожденного; г) мистицизм. Они приблизительно совпадают с нашими четырьмя фазами развития при чередовании действия и ухода от действия; однако, безусловно, большинство из нас отстают в своем развитии, останавливаясь где-то, так и не достигнув четвертой фазы (Многообразие религиозного опыта).

37

Например, ядро кислорода, состоящее из 8 протонов и 8 нейтронов, весит примерно на 1 % меньше совокупного веса отдельных протонов и нейтронов. Ядро урана, с другой стороны, хотя оно также (как и все ядра) весит меньше, чем сумма веса своих отдельных элементарных частиц, весит больше суммы веса двух фрагментов, на которые его можно разбить. И эти несоответствия в весе, точнее массе, (согласно теории Эйнштейна) эквивалентны очень большим различиям в энергии.

38

Исключением является золото, тепло окисления которого отрицательное. Существует несколько примеров образования относительно простых соединений при поглощении тепла (например, иодоводородная кислота HI, ацетилен С>2Н>2 закись азота N>20); но во многих случаях отрицательное тепло образования вызвано тем, что прежде чем может быть образовано соединение, молекулы, которые идут на его формирование, распадаются на их составные атомы, и поглощенное при этом процессе тепло больше, чем тепло, выделенное при их повторном синтезе в новом соединении.

39

Действительно, чтобы разложить обычные соединения, часто необходимо нагреть их до высокой температуры; тем не менее, само разложение поглощает лишь малую часть того тепла, которое нужно для осуществления разложения.

40

Слоны редко плодятся до тех пор, пока им не исполнится 20 лет, и, как правило, одна пара за всю свою жизнь (которая длится сто лет или больше) производит на свет не более шести отпрысков. С другой стороны, бактерия может делиться каждые полчаса.

41

Тойнби, цитируемое ранее произведение. Я должен пояснить, что, тогда как я в этой главе часто ссылался на «Исследование истории», я использовал ее по-своему и для своих собственных целей: я не притворяюсь, что даю какое-либо краткое изложение аргумента Тойнби.

42

На этой фазе прогресс часто принимает форму упрощения, или того, что Тойнби называет «эфиризацией». В высшей степени флективные языки становятся более эффективными благодаря большему применению вспомогательных слов; наука экономит свои гипотезы; одежда и обычаи становятся более практичными.

43

Например, когда атом излучает квант энергии, один из его электронов соскакивает на меньшую орбиту; а когда он поглощает квант энергии, то один из его электронов соскакивает на большую орбиту. В главе IV я интерпретировал энергию атома на основе оценки его ядра его электронами, а эта оценка зависит от их расстояния – т. е. от радиуса их орбит.

44

Третья фаза – типичная фаза цепных реакций – встречается в ядерной физике (ведь атомные бомбы – не «неестественные» или «дикие» явления), в многих видах взрывчатых веществ, от тротила до высокооктанового топлива, в эпидемиях, в чрезмерном росте населения и в революционных движениях. На всех уровнях – атомном и молекулярном, клеточном и человеческом – бросается в глаза тот же тип «заразительных» высвобождающих энергию явлений, которые поддаются аналогичному математическому анализу.

Страница notes