Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной - стр. 4
И, на самом деле, это лишь частный случай связанных между собой анализа и синтеза, характерный для всего мышления в целом. Абстракция и обобщение идут рука об руку. Путь к большому целому пролегает через маленькую часть[4].
3. Иерархические Пары и классификация наук
Наука горизонтально разделена[5] на подразделения таким образом, что существование иерархических Пар не видно. Тем не менее, по мере развития науки, Пары становятся все более очевидными.
Моя классификация наук похожа на классификацию Конта, иерархия которого следующая: (1) математика (арифметика, геометрия, механика), (2) астрономия, (3) физика, (4) химия, (5) биология, (6) социология. Каждая из них, по словам Конта, построена на базе, предоставленной ее предшественницами, и, таким образом, возникает позже, чем они. Принцип этой классификации состоит в том, что порядок природы соответствует порядку человеческой истории.
Например, те науки, которые можно назвать антропологическими (которые включают в себя психологию, социологию и экономику), вряд ли смогут развиваться, не признав сообщество как нечто большее, чем просто название для большого числа отдельных людей. Если не существует такого явления, как Человечество как таковое, то нет и такого явления, как отдельный человек: ведь реальность – это человек-в-сообществе. Схожим образом, тогда как основная единица, или «строительный кирпичик», биологических наук – это клетка, развитие палеонтологии и экологии указывают на настоящее единство Жизни. Они даже намекают, что отделять друг от друга эти максимальные и минимальные биологические единицы – Жизнь и клетку – так же искусственно и так же обманчиво, как если отделять Человечество от человека. И хотя химику вовсе не нужно быть геологом, он должен принимать во внимание Землю – окружающую среду его молекул, даже если он и не исследует этот вопрос так досконально, как Л. Дж. Хендерсон[6]; и, безусловно, геолог должен быть в некоторой степени химиком. Еще более очевидно, что прогресс в науке мельчайших вещей связан с прогрессом в науке самых больших вещей: физик и астроном находят общую платформу в астрофизике, в теории относительности, в космологии и космогонии. Итак, Эддингтон пишет[7]: «Надежда прогресса… в нашем понимании электронов, протонов и квантов связана с этим исследованием отдаленных галактик». Позже в той же книге он описывает Космическую Константу как связующее звено между галактиками и поведением электронов в атоме – «Я считаю, что этот брачный союз малого и великого является ключом к пониманию поведения электронов и протонов… Чтобы измерить массу электрона, следует провести астрономические наблюдения расстояний и скоростей спиральных туманностей!» Что касается наивысшей Пары, представляющей собой область метафизики и теологии, религии и мистицизма, то я достаточно всего сказал в предыдущей главе, чтобы показать, насколько невозможно разъединить ее члены.