Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной - стр. 5
Подпись на рис.:
Антропологические науки
Биологические науки
Физические науки
Философия
«Науки, которые они выучили без всякого порядка во времена своего раннего обучения, будут сведены вместе, и они смогут увидеть естественные отношения наук друг к другу и к истинному бытию» (Платон, Республика, 537).
Короче, можно сказать, что, тогда как эти шесть иерархических Пар присутствуют в науке и в ее организации неявно, они становятся явными по мере прогресса науки.
Более того, история науки свидетельствует не только о существовании иерархических Пар, но также и об их порядке. В средние века увлекались «божественной наукой» наивысшей Пары. Основы современной физики и астрономии были заложены в XVII веке, химии и геологии – в XVIII и в начале XIX века, биологии – в XIX веке, психологии, социологии и экономики – в конце XIX и начале XX века. И в этой последовательности нет ничего удивительного – этот порядок их появления является порядком логической зависимости: более поздним наукам нужны более ранние. Как я уже говорил, философия и теология были предпосылкой для светской или естественной науки: в широком смысле философия все еще охватывает всю науку в целом, тогда как в узком смысле она ограничена наивысшей Парой. Точно так же физическая наука предшествует и включает биологические науки и лежит в их основе, сохраняя для своей собственной области «неодушевленные» и астрономические единицы. А биологические науки предшествуют и включают антропологические науки, и лежат в их основе.
(Однако хотя наука таким образом постепенно выявляет вертикальную организацию иерархии, она также делает много для того, чтобы (на практике) скрыть эту организацию и навести на мысль о горизонтальности. Один из эффектов науки Жизни – спрятать от нас наше единство с Землей: биологическому ряду дозволено встать между двумя точками нашего единства с земной Парой. А антропологические науки до некоторой степени скрывают тот факт, что (благодаря нашей клеточной конституции) мы принадлежим Жизни так же, как принадлежим Человечеству. Существует тенденция, когда более поздние Пары становятся заменами более ранних Пар и когда всеобъемлющая вертикальность наивысшей Пары уступает место исключающей горизонтальности всего лишь человеческой пары. В каком-то смысле каждый следующий этап в развитии науки является менее удовлетворительным отражением и заменой изначальной божественной науки. В другом (и не менее верном) смысле более позднее дополняет более раннее, придавая ему ту насыщенность, которой у него не было ранее).