Размер шрифта
-
+

Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров - стр. 18


Дверные занавесы во внутренних покоях часто доходили только до уровня цоколя, как это нередко можно видеть во фресках. Тканями также покрывали ложа, табуреты; высокими подушками украшали трон.

Византия славилась в средневековом мире своими превосходного качества шелками – со сложными узорами, изысканными по рисунку и цветовой гамме (ил. 26).


Ил. 26. Византийский шелк


Эти шелка высоко ценились в Западной Европе в качестве роскошных дипломатических даров. Изготовление шелка считалось монополией императорских мастерских. Но Византия также ввозила ткани.

В сверкающие отполированными до блеска мраморами, полудрагоценными камнями, искрящиеся мозаиками и изобилием золота интерьеры текстиль привносил уравновешенность, своеобразную мягкость, комфорт; он оказывался связующим звеном между отвлеченной роскошью декорации и стремлением человека к теплу и уюту.

То же можно сказать о коврах. Существовали шелковые настенные изделия (ил. 27), коврами застилали полы и столы.


Ил. 27. Шелковый ковер (Gunthertuch – «пелена Гюнтера») с изображением возвращения византийского императора из победоносного похода. 218 × 211 см. 70 нитей на 1 см. Епархиальный музей Бамберга (Германия)



Светильники. Ранее упоминались светильники, выполненные из золота и свисавшие на посеребренных медных цепях в Зале Девятнадцати Лож Большого императорского дворца. Обычно светильники были масляные. Изготовленные из глины или металла, они имели один-два-три и более фитилей (ил. 28.1,3–4). Новым по отношению к античному миру стало изобретение стеклянной лампы, намного более эффективной, чем глиняная.


Ил. 28. Византийские светильники

1. Подвесной светильник в виде павлина. VI–VII вв. Медный сплав, литье. 15,2 × 15,2 × 5,3 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 2. Лампадофор. Бронза. VI в. 3. Лампа-подсвечник. 4. Светильник с тремя фитилями. 5. Светильник в виде парусного корабля (символ церкви) с фигурами (по одной из версий) св. Петра (на корме) и св. Павла (на носу)


Их могли украшать христианские мотивы, например, рыба – символ Христа (ил. 28.4), или весь светильник выполнен в виде парусного корабля, где корабль – символ церкви, с фигурами, по одной из версий, святых Петра (на корме) и Павла (на носу) (ил. 28.5). Интересны также сохранившиеся бронзовые лампадофоры в виде плоской сквозной ажурно-декоративной конструкции (ил. 28.2), в которой крепились лампады-рожки.

Лампадофоры – разнообразные конструкции, в которые вставлялись лампады (наполненные маслом светильники).

Существовали также лампы-подсвечники (ил. 28.3).

Изделия из керамики, стекла, кости

Страница 18