Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 42
В этот исторический период характерны межконфессиональные распри и столкновения, которые особенного накала достигали в праздничные дни. Отголоском и следствием этих распрей была история об убийстве и последующей канонизации униатского святого Иосафата Кунцевича. По свидетельству православных церковных историков (арх. Аф. Мартос), будущий мученик «святой Иосафат был униатским епископом, известным на Белой Руси своим непримиримым отношением к православной церкви, ее обрядам, праздникам и пастве». По свидетельству летописцев, «на Белой Руси – в Орше и Могилеве – тот же епископ Иосафат Кунцевич на протяжении пяти лет держал православные церкви опечатанными. В Полоцке и Витебске по причине этого запрета, как утверждали хронисты, нет ни церкви, ни дома, в котором было бы разрешено выполнять в городе богослужение. Поэтому мещане города вынуждены по воскресеньям и в другие праздники слушать богослужения в поле за городом, и то без священника, которому запрещено находиться в городе или рядом с ним». По преданию, 12 ноября 1623 г. униатский архибискуп Иосафат Кунцевич был убит витебскими мещанами, взбунтовавшимися против непримиримых отношений униатов и католиков к пастве, обрядам и праздникам Православной Церкви. В Витебской летописи об этих событиях есть краткое сообщение: «В лето 1623. Витебские мещане замучили и убили блаженного Иозафата, месяца ноября второго дня, по старому календарю, на завтрашний день после святых Космы и Дамиана, праздника Русского». Около 100 человек, жителей Витебска, были приговорены к смертной казни, город был лишен Магдебургского права, с ратуши и церквей были сняты колокола; жителей Витебска обязали отстроить соборную Успенскую церковь, при которой был убит Иосафат. Тело его погребли в Полоцке. Лишь спустя десятилетие Витебску была дана «Грамота короля Владислава IV, данная под Смоленском, на возвращение разных льгот, отнятых после убиения архиеп. Иосафата Кунцевича. 1633 г. Октября 7» за военные заслуги витебских горожан.
В XVI–XVIII вв. на белорусских землях в православном и католическом календарях появляется множество праздников, посвященных чудотворным иконам Божией Матери (Жировичской, Белыничской, Виленской, Почаевской и др.), которые сначала почитались православными верующими, затем – униатами и католиками. Иконы представляли собой воплощение Божьей благодати, а сам образ Божией Матери рассматривался как образ небесной заступницы, которая является примером веры, любви, покорности. Согласно христианскому учению, Божия Матерь с Христом принимает участие в спасении человечества и возвышается над всеми ангелами, святыми и людьми. Поэтому к ней обращались с особыми молитвами и просьбами. По этой же причине окружались особым почетом чудотворные иконы Богоматери.