Размер шрифта
-
+

Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 44

Виленская икона Божией Матери – Одигитрии, по преданию, была написана евангелистом Лукой и из Палестины перенесена в Царьград, откуда была прислана греческим императором в Галичское княжество. Затем икона принадлежала московскому князю Иоанну III, который ею благословил свою дочь Елену на брак с литовским князем Александром в 1495 г. Таким образом, чудотворная икона оказалась в столице ВКЛ Вильне, где до настоящего времени находится в Свято-Троицком монастыре, принадлежавшем вначале Православной, затем – Униатской, а с XIX в. – вновь Православной Церкви.


Икона Божией Матери Ченстоховской из церкви Святой Параскевы в д. Месятичи Пинского р-на Брестской обл. 2-я половина XVII в. Из фондов Музея древнебелорусской культуры. Фото Н. П. Мельникова


Икона Божией Матери Будславской. 1738 г. Из фондов Музея древнебелорусской культуры. Фото Н. П. Мельникова


Одной из наиболее почитаемых святынь у католиков ВКЛ была Виленская икона Остробрамской (Островоротной) Божией Матери. Сохранилось предание о том, что эта икона чудесным образом явилась 14 апреля 1431 г. в каплице Острой Брамы в Вильне. По другой версии, приведенной историком Н. Соколовым в книге «Островоротная или Остробрамская Икона Богородицы в г. Вильне» (1883), эта икона была привезена в Вильню великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем из крымского города Корсунь и супругой князя подарена православному монастырю. Праздник был установлен в память о перенесении иконы из Троицкого монастыря в Браму в день почитания св. мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия, мощи которых в тот период находились в монастыре.

В самом начале XVI в. формируется культ прославленной у католиков Великого Княжества Литовского Будславской иконы Божией Матери. Согласно преданию, костел в будславской пуще возник в связи с явлением тут в 1588 г. Пресвятой Девы Марии, описанным в хронике бернардинского летописца Томаша Дыгоня. В Будславский костел начались многочисленные паломничества, слава о храме и святыни распространяется по всей территории Речи Посполитой.

В ВКЛ большинство чудотворных икон одинаково почиталось католиками, православными и униатами. Так, с середины XVII в. в Остробрамскую каплицу на поклонение чудотворной иконе Богоматери в Вильню (которая стала именоваться «столицей католической святыни в стране»), как отмечает историк Н. Соколов, начали приходить не только католики, но и православные и униаты. Для них монахи – кармелиты босые – владельцы святыни во время службы одевали, с учетом вероисповедания присутствующих, и католические, и православные, и греко-католические ризы.

Страница 44