Размер шрифта
-
+

Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 37

Каждая деревня имела своих святых (как бы частных патронов), в честь которых отправлялась всенощная и проводились крестные ходы вокруг поселений, а в некоторых местах – и молебны в домах. Причем священники не только получали плату за службу, но и дополнительно обходили дома прихожан со святой водой (святыней) для сбора хлеба и денег. В стародавние времена общественные молебны имели название «братчина». По свидетельству церковных историков (Е. Е. Голубинского), название происходит от обычая братчинных общественных трапез (то же, что у греков «ксении») после молебна во время деревенских праздников. Надо отметить, что эти обычаи дошли до наших времен.



Фрески Супрасльского монастыря. 2016 г.

Фото А. В. Гурко


По-прежнему очень торжественно в этот период отмечались дни освящения церквей и монастырей. По сообщению епископа Макария, в 1500 г. на месте под названием «Холм сухой» на берегу р. Супрасли был основан знаменитый Супрасльский монастырь. В летописи так рассказывается об этом событии: «С разрешения вельможнага пана Ходкевича начал строиться монастырь, и первая небольшая была сооружена церковь во имя ев. Иоанна Богослова и освящена митрополитом Иосифом, и была “трапеза на прихождение братий”».

Существовали традиции торжественной встречи иерархов церкви населением белорусских городов. Так, в 1699 г. в Могилевской хронике Трофима Сурты и Юрия Трубницкого сообщается, что «перед Рождеством Христовым жемчужина Белой Руси Серафим Палаховский, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, архимандрит Слуцкий, заместитель митрополии Киевского и Константинопольского престола, счастливо прибыл в Могилев, его встречало духовенство крестным ходом, сам магистрат весь и особенно городская купеческая молодежь с хоругвями торгового дома, верхом и торжественно, с немалым, в несколько сотен лошадей, свитой».

В XVI–XVIII вв. Православная церковь ВКЛ имела определенные отличия от Московской церкви и в календаре, и в обрядности. Так, после церковной реформы патриарха Никона (1653) в Русской Православной Церкви произошли значительные изменения, связанные с реформой обрядности, богослужения, богослужебных книг. По косвенным данным, в Православной Церкви ВКЛ эти изменения происходили в течение более длительного времени – нескольких столетий. По сведениям церковного историка А. Ф. Хойнацкого, в течение XVI–XVIII вв. Белорусская Православная Церковь пользовалась молитвами и чинопоследованиями, помещенными в старых служебниках (невыправленных книгах), изданных в предыдущие столетия. Это чины освящения воды на Богоявление, последовательные молитвы на Пятидесятницу. На территории ВКЛ существовали и свои православные богослужебники, как, например, «Требник Петра Могилы» (1646), в котором митрополит Могила поместил чинопоследования всех семи таинств; чинопоследования различных освящений (воды, церкви, церковной утвари и т. д.); чины молебнов и молитв во время различных событий – в день Пятидесятницы, новолетия, во время войн и отсутствия дождя, во время голода, эпидемий и т. д.

Страница 37