Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 39
В XVII–XVIII вв. на территории Великого Княжества Литовского происходят изменения в самом календаре католических праздников. Стали популярными особые праздники, посвященные «таинству Евхаристии, которое проходило в четверг по неделе Всех Святых». Получил распространение латинский праздник Сострадания (Спачування) Пресвятой Божией Матери (In compassionem Beatae Mariae Virginis), которое было узаконено Поместным Колонским собором 1413 г. и отмечалось Римской церковью в пятницу шестой недели Великого поста. В некоторых местах во время праздника священники благословляли и освящали различные травы. Самыми важными праздниками оставались Рождество и Пасха. Ритуал был примерно одинаковым в своей основе, но существовали специальные требники, разработанные для приходов на территории Речи Посполитой, которые сочетались с латинскими миссалами. Так, в Антверпенским Миссале 1614 г. содержится описание специальных обрядов, выполняемых в Великую пятницу.
В указанный период появились праздничные традиции второй ветви Католической церкви в ВКЛ – католичества восточного обряда (Греко-Католической Церкви, возникшей в результате унии, заключенной на Брестском церковном соборе в 1596 г.).
В первоначальный период в униатской церкви все оставалось неизменным: сохранялись в прежнем виде храмы, православные обряды и праздники, церковнославянская богослужебная литература. В то время униаты отличались от католиков в проведении праздников, постной традиции, причащении святых тайн евхаристии, священннических ризах и др. «Грецы (униаты) подлуг древнего календара праздник и посты обходят. Евхаристию священнодействуют на квасном хлебе и причащаются». Некоторые изменения наблюдались в самом богослужении, внешнем виде духовенства, но все они носили постепенный характер и очень медленно эволюционировали на протяжении XVII – первой половины XVIII в.
Как утверждает церковный историк А. Ф. Хойнацкий, этот период продолжался до Замойского собора (1720), после которого активно началась латинизация униатской обрядности и богослужения. Именно после Замойского собора появились новые праздники в униатском календаре, из которого были вытеснены культы множества русских святых. Были оставлены только дни, посвященные памяти ев. равноапостольного князя Владимира, блаженной Ольги, святых князей Бориса и Глеба и преподобного Антония и Феодосия Печерских. В отдельных святцах остались Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Униаты отказались от празднования и чествования некоторых православных икон Божией Матери, например, Казанской, Владимирской и др. Униатские месячные минеи, святцы, триоди, часословы и молитвословы также имели определенные особенности – из них были вычеркнуты службы во имя большинства православных святых, однако оставлены те имена (особенно Пап Римских), которые, хотя и почитались Православной Церковью, но не всегда помещались в православных святцах. Особым почитанием униаты ВКЛ окружали имя преподобного Онуфрия, которому было посвящено множество чудотворных икон, воспетых и прославленных в богогласниках. По мнению церковных историков, униатские молитвословы «оригинально объединили православный Месяцеслов со святцами церкви латинской (или с Римским календарем святых), так что рядом с праздниками православной церкви на церковнославянском языке тут же на польском можно было прочитать, кому в этот день празднуют католики по григорианскому календарю».