Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 36
По сведениям Е. Е. Голубинского, в XVI в. Антиохийский патриарх Иоахим посетил территорию Великого Княжества Литовского и узнал о древнем обычае приношения в церковь на второй день Рождества Христова и Пасхи пирогов и мяса для освящения. Он сразу же приказал отменить этот обычай, которого не существовало в восточной церкви. Тем не менее в Беларуси сохранялся древний обычай приносить в церковь накануне праздника или в праздник пироги, блины, караваи и различные овощи. Церковная история ведет этот обычай от греков, у которых даже в XVII в. считалось обязательным для каждого верующего в каждое воскресенье и на праздник отдавать определенную долю священнику на проскомидию. В первой половине XVII в. Христофор Ангел дал описание современного ему церковного быта, в котором отметил, что у греков на год приходилось 36 праздников (12 – Господа, 24 – посвященных Предтечи, св. апостолам и св. мученикам). Именно на эти праздники священник должен был служить литургию, перед началом которой он отдельно молился о каждом, кто сделал ему приношение.
Предпраздничные дни в восточнославянской Православной Церкви получили название «канунов», которое происходит от обычая приносить на вечерни в эти дни вместе с кутьей (в честь праздника или святых) дары священникам. Слово «канун» происходит от греч. kanun, что значит «дар, подарок», приношение фруктов, овощей, которые приносились в корзине, или «жертвенная корзина». В летописях отмечается, что молитва в сочельник в честь святых «бывала в подаянии мяса, вина, хлеба и кутьи». В православных церквях ВКЛ в предпраздничные дни над канунами, по летописным сведениям, пели каноны, а неотъемлемая часть приношения – кутья – также иногда называлась «каноном».
Супрасльский монастырь. 2016 г. Фото А. В. Гурко
Как отмечает Е. Е. Голубинский, в этот исторический период в церквях в первых числах каждого месяца должно было происходить малое освящение воды, с которой священники обходили дома прихожан и получали за это подаяние. В городах, вероятно, эти обходы происходили ежемесячно. В деревнях же, возможно, так же, как и в XIX в., – по 3–4 раза в год: на Пасху, Рождество (как на самые большие годовые праздники), на Петров день (для сбора начал от сыров, сметаны и яиц), осенью (для сбора нови хлебной и плодовых начал). Кроме упомянутых приношений в этот период православные священники получали плату за требы: за отправление таинства, пение молебнов (частных и домовых, общественных или деревенских), захоронение покойников и поминовение усопших. За все таинства, за исключением бесплатного причастия для умирающего, священник получал плату.