Размер шрифта
-
+

Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 33

История православных праздничных традиций на белорусских землях началась с заимствования церковной традиции Восточной (Византийской) церкви вместе с догматами, клиром, праздниками и обрядами. Уже в конце X–XI в. на белорусских землях были созданы епископские кафедры в Полоцке (992) и Турове (1005), сформировались определенные элементы богослужения (перенятый из византийской культуры календарь основных и двунадесятых праздников с их каноном, литургией, церковным преданием и псалмами на церковнославянском и греческом языках).

В этот период на белорусских землях происходит распространение культа св. мучеников Бориса и Глеба. Множество нововыстроенных храмов именуется в честь этих святых, например, в Гродно – Коложская церковь, в Турове – монастырь. Появляются местнопочитаемые святые. Так, в туровских преданиях упоминается имя св. Дионисия, который проповедовал тут после времен Тура и был убит язычниками из соседнего селения, названными михновцами – жителями деревни Михновичи в современном Калинковичском районе. Интересной является гипотеза историка А. А. Мельникова, что этот мученик Дионисий является первым святым Туровской земли – одним из христиан-миссионеров, которые пострадали от язычников.


Макет Туровского храма ХІІ в. См.: Таямнічая мінуўшчына і сённяшнія планы Тураўскага храма // Весн. Беларускага Экзархата. 1992. № 9. С. 13


Всехсвятская церковь в г. Турове. Экзархата. 1992. № 9. С. 13 2010 г. Фото С. Захаркевича


Из летописей и агиографической литературы известны имена святых угодников, прославившихся в г. Турове. Из них первым был св. Кирилл, епископ туровский, прозванный Златоустом. От тех времен до нас дошли сочинения белорусского святого. Это «девять слов», которые были произнесены им в храме перед народом; три послания к инокам и более чем 200 молитв с молитвенным каноном. «Девять слов» были рассчитаны на определенные праздники и дни года: неделю Ваий, на Пасху, на Фомину неделю и неделю о Мироносицах, о расслабленном, о слепом, на Вознесение Господне, на Вселенский собор. Князю Андрею Боголюбскому епископ Кирилл написал множество посланий, комментируя евангельские и пророческие книги, которые читали на Господние праздники, а «также много слов, полезных для души, а еще больше – молитв за Господа сложил и похваления святым… Сложил он также и большой канон покаянный Господу по буквам азбуки», – так сказано в житии св. Кирилла, епископа Туровского. По мнению исследователя А. А. Мельникова, вскоре после кончины Кирилла Туровского, последовавшей, вероятно, в 1183–1184 гг. (по разным источникам), началось его местное прославление, а во второй половине XIII в. в «Прологе» он уже именуется святым. Преемником св. Кирилла на Туровской кафедре стал Лаврентий. Он принял постриг в Киево-Печерском монастыре, а затем подвизался затворником в Дими-триевском монастыре. Когда св. Кирилл оставил епископскую кафедру, Лаврентий был избран и поставлен на его место. Сведения о его трудах и о времени его кончины не сохранились.

Страница 33