Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 26
История христианского календаря относится к первым векам существования христианства. Церковные историки (например, архимандрит Киприан (Керн) считают, что уже в самом начале формирования христианства появляются первые праздники. В I–III вв. в христианстве закрепляется традиция празднования двух самых ранних из всех христианских праздников – Пасхи и Пятидесятницы. В этот период на христианский календарь оказала сильное влияние ветхозаветная (иудейская) традиция. Некоторые историки церкви даже полагают, что с иудейским календарем соотносятся подвижные праздники (Пасха, Пятидесятница, остальные праздники со временем были отторгнуты), с христианским – неподвижные. На развитие христианского календаря оказали влияние также античная, ближневосточная и североафриканская (египетская) культура. В первых столетиях нашей эры у христиан появляется традиция почитания Явления Господнего, которое объединяет и Рождество, и Крещение, с неустановленной датой празднования. В этот период появляются праздники в честь христианских мучеников – отличаются и даты рождения, и даты их мученической смерти.
Архимандрит Киприан (Керн) дает следующую периодизацию христианских праздников. В IV–V вв. разграничивается Рождество Христово от Крещения, устанавливается 40-дневный Великий пост. В календаре появляются праздники Входа Господнего в Иерусалим, Сретения и Вознесения Господнего, появляются первые праздники в честь Богородицы, устанавливается праздник в честь Всех Святых, а также праздник в честь обретения ев. Еленой Честного Креста. Распространяется ритуал празднования последних дней Страстной недели – чтение торжественных Литаний (молитв) в Великий четверг, Вынос Креста и поклонение ему в Великую пятницу, самый строгий пост, крещение оглашенных (тех, кто готовится принять крещение), продолжительная литургия – в Великую субботу.
В IV–V вв. исчезают агапы (совместные трапезы христиан), и литургия происходит утром, перед трапезой. На вечерне поются псалмы, ектении, устраиваются чтения, произносятся молитвы. Существуют всенощные. Возможно, уже устраиваются процессии по святым местам города, к захоронениям мучеников.
В VI–VIII вв. в христианском календаре появляются праздники Обрезания Господнего, Преображения, Благовещения, Рождества Богородицы и Введения во Храм, праздники в честь отдельных святых. Календарь этого периода уже больше напоминает позднейшие православный и католический календари. Существенная разница только в одном – между современным календарем с его исключительным богатством праздников и той простотой, которой отличался раннехристианский календарь. «С одной стороны, Христос, который не установил ни одного праздника, с другой – современный календарь; с одной стороны, абсолютная простота апостольского ритуала, примитивность Литургии, описанной в Дидахии или у Иустина Философа, с другой – пышность современного нам чина, разработанность нашей литургии, богатство наших ризниц», – писал архимандрит Киприан (Керн).