Размер шрифта
-
+

Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 28

По воскресным и праздничным дням обязательной была благотворительность – милостыня, подаваемая бедным, пожертвования церквям и монастырям, а также посещение узников в темницах и особый вид благотворительности – прощать долги должникам и отпускать на волю рабов. Григорий Нисский писал о Пасхе своего времени: «Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека печального настолько, чтобы не находить утешения в торжестве праздника. Ныне должнику прощается долг, раб получает свободу». Как подчеркивают авторы книги «Поведение древних христиан во дни воскресные и праздничные», праздничные приношения в церковь – это были прежде всего предметы, необходимые для совершения богослужения: хлеб и вино для причащения, фимиам для каждения, елей для лампад. Другая часть пожертвований, которая состояла из денег, плодов, хлеба и др., отсылалась в дома епископов и пресвитеров, в пользу бедных и в помощь священникам. Священники затем во время молитвы в храме вспоминали тех, кто сделал приношения, произнося их имена вслух. Иоанн Златоуст вспоминал, что епископ должен был назвать бедным имя жертвователя, чтобы они молились за него.

Таким образом, главными чертами церковной жизни первых христиан было обязательное посещение храма для участия в общественном богослужении, обязательное причащение, а также принесение даров в церковь и в пользу бедных. Эти черты стали обязательными и для христиан следующих поколений.

Праздники на древнерусских землях также восприняли черты, характерные для ранней истории христианства. С самого начала существования христианства на землях Древней Руси в X в. Православная Церковь переняла из Византии все главные праздники, посвященные Христу, Богородице, а также многие греческие национальные и местные праздники, последние из которых позднее исчезли из православных календарей. В отличие от современной православной традиции, которая имеет общие святцы и общий канон почитания святых, в ранний период установления христианства существовала группа святых, большинство из которых почитались как местночтимые. Обязательными оставались только праздники, посвященные апостолам и раннехристианским мученикам.

Были установлены и славянские праздники, например, в честь св. Кирилла Философа, первоучителя славянских народов 27 (14) февраля. В летописях отмечается, что с самого начала существования христианства у восточных славян «священные времена» не только были переняты от греков, но и отмечались благоговейно. Так, церковный историк епископ Макарий приводит описание жития св. князя Владимира, в котором было сказано: «Памяти Святых в церквохъ творяше пъние и молитвами, и празднование светло праздники Господские». Христиане в те времена, как писал монах Иаков, «праздноваху светло Воскресение Господне, и праздники святые, и посты».

Страница 28