Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 25
Камень «Дед». Минск. Музей валунов
На протяжении столетий фиксируется сохранение остатков язычества и особенности переплетения языческих традиций и христианских верований в менталитете и обрядности белорусского крестьянства. Фольклорист и этнограф Н. Янчук характеризует особенности мировоззрения белорусского крестьянина в газете «Минский листок» (1887. № 21). Он пишет, что «ум (белоруса) до сих пор продолжает питаться обломками старинных воззрений, остатками от древней системы верований. Школа пока только начинает давать утешительные результаты. На духовенство тоже нельзя пока много рассчитывать.
Языческое капище в Минске. Конец XIX начало XX ст.
Иной крестьянин по месяцам может не посещать церковь, находящуюся за несколько верст… Белорусский батюшка часто сам разделяет с народом все его предрассудки… Положим, на поле крестьянина злой человек сделал завитку или залом. Чтобы избежать бедствия, которое ему грозит от этой козни, он немедленно приглашает священника, который за известную плату читает известную молитву против бесовского наваждения, торжественно вырывает завитку и предает сожжению. Впрочем, священники не могут похвастать, что они одни властны в этом. И до сих пор часто крестьянин предпочитает призвать знахаря, который к тому же разгадает, с какой целью сделана была завитка: на скот, на поле, или на самого хозяина, или его детей, чего священник, конечно, не в состоянии сделать; а иногда знахарь укажет даже виновника злого умысла, и тогда он берет завитку и переносит тайком на поле этого виновника со всею бедою, какая должна произойти от завитки… Иногда приглашают сначала знахаря, колдуна для разъяснения завитки, а потом уже священника для ея уничтожения. Так что здесь вы видите уже маленькое превосходство христианского элемента над языческим, хотя оба они, так сказать, уживаются еще рядом».
Реконструкция Минского капища.
Рис. В. Стащанюка
Большинство языческих по происхождению обрядов имело целью обеспечение благополучия семьи и хорошего урожая, приплода скота и избавление от болезней, сглаза, нечистой силы и колдовства. Та же их сущность сохранилась и в христианских по форме и языческих по существу обрядах. Можно отметить черту, характерную для праздничных традиций, – это схожесть основных обрядовых элементов католических и православных праздников сельского населения, за исключением канонической (храмовой) части. Это подобие основывается на сохранении языческих элементов в христианстве.
Прослеживается следующая структура христианских праздников. В их основе лежит первый слой – древняя языческая составляющая, на которую накладываются следующие слои: ветхозаветный (библейский) и первохристианский. Затем наслаиваются календари разных христианских церквей – православной, католической, протестантских, которые возникли в разные исторические эпохи. Так была сформирована структура христианского календаря.