, «Московского государьства всяких чинов люди»
[257], «всяких чинов ратные люди»
[258], «всяких чинов служилые люди»
[259], «торговые всяких чинов люди»
[260], «иноческий чин»
[261], «всяких чинов люди, которые государевым денежным жалованьем верстаны»
[262], «патриарши и митрополичьи и архиепископские и епископские дьяки, дети боярские и иного чина домовые люди»
[263], «городские и уездные всяких чинов люди»
[264], «всяких чинов руские люди» (противопоставлялись «всяким ясачным людям», «чужеземцам», «татарам, и мордве, и чувашем, и черемисам, и вотякам, и башкирцам»)
[265], «всяких чинов вотчинники и помещики»
[266], «московские всяких чинов люди»
[267], «всяких чинов служилые и приказные люди»
[268], «боярские и иных чинов люди и крестьяне»
[269], «всяких чинов жилецкие и уездные сошные люди»
[270]. Данный список позволяет сделать вывод, что «чин» использовался как наиболее общее социальное понятие только в двух случаях, связанных с православной церковью (
священнический чин и
иноческий чин). В остальных случаях составители Соборного уложения для социальных группировок использовали как наиболее общую категорию понятие
люди. В подавляющем большинстве случаев она описывала людей, объединенных неким признаком. Последний фиксировался тем или иным определением, добавляемым к понятию «люди», и в том числе это определение выражалось словосочетанием с использованием понятия «чин». Чин указывал скорее на обладание человеком должностью или позицией (
стольник, гость…). Однако затем чины в соответствии с тем или иным критерием приписывались к более широким группам, определяемым с помощью понятия «люди».
Следует указать, что отнесение к «людям» могло идти и без чина. Прежде всего, это касалось вольных людей. Точного определения их статуса Соборное уложение не содержало. Однако в одной из его статей была прописана процедура, с помощью которой можно было выявить, относится ли тот или иной человек к вольным людям. Для этого надлежало выяснять, «…не служилых ли отцов дети, и в государеве службе и в тягле нигде, и в холопех и во крестьянех и в бобылях ни у кого не бывали»[271]. Кроме вольных людей в Уложении были ясашные люди, которые, как упоминалось выше, противопоставлялись «всяких чинов руским людем», а также «государевы тяглые люди»[272], «мастеровые люди»[273], «мастеровые и работные люди» и «торговые люди»[274]. Всего, согласно предметно-терминологическому указателю академического издания Соборного уложения, в этом законодательном акте упоминалось не менее 84 разных категорий «людей»