Размер шрифта
-
+

Голова человека: как рисовать. Авторская методика из 6 этапов - стр. 10

Начнем с глазницы. Заполняем плотной штриховкой (направление штрихов – падающий свет) теневую область от лобной пазухи до внешнего края глазницы. Контурная линия ее верхнего края становится менее четкой; этого нельзя допускать. Уточним ее карандашом, применяя метод структурных линий, как будто растягивая ее толщину внутрь глазницы, делаем линию шире.

Тонируем область лба. Это обширная поверхность сферической формы, однако здесь не может быть блика по всей ее площади. Если вы уже изучали рисование шара, то знаете, какие светотеневые правила работают здесь.

Как выбрать направление штриха? Максимально информативным вариантом в нашем случае будет поперечный. Он как будто рассекает поверхность по горизонтали, меняя направление в соответствии с изменением изгиба поверхности.


Чтобы не переборщить с нажимом карандаша и силой тона, советуем использовать карандаши B и HB. Карандашом HB прорабатываем все световые области, а для теневых лучше использовать более мягкий. Так нам не придется прикладывать слишком много физических усилий для их проработки.


Уделяйте особое внимание симметрии. Парные элементы нужно отрисовывать сразу вместе, не отвлекаясь на что-то другое. Например, положив тон одной глазницы, не переходите к другим деталям черепа, а сразу завершите и вторую. Тогда ваш рисунок будет выглядеть завершенным и органичным на любой стадии.

ЭТАП 5


Покрываем всю поверхность поперечным штрихом, чтобы зрителю были понятны изменения поворотов и изгибы плоскости. Направление штриха задает путь, по которому будут скользить глаза зрителя.

Заштриховав поверхность лба, берем ластик и обозначаем блики лобных бугров. Можно также наметить и уточнить карандашом границы этих бликов.

Если мы будем накладывать одинаковый тон на все участки лба, поверхность не приобретет нужный объем. Она будет серой и плоской. Чтобы такого не случилось, нам необходимо всегда чувствовать разницу между тоном верхней и нижней частей лобной кости. Не забываем добавлять больше тона в верхней части лба.

Поскольку штриховка «съедает» структурные элементы, которые мы выстроили ранее, стоит использовать уже знакомые структурные линии для их восстановления и уточнения.


Есть интересный и простой принцип, помогающий понять, где пространство будет затененным, а где – светлым. Представьте себе поверхность черепа. Если снег, упав на какую-то его часть, останется лежать, она освещена. Если же воображаемый снег не задержится на ней – это область тени.

Штриховкой мы уплотняем поверхности, которые повернуты в направлении от источника света. Мы используем поперечную штриховку, которая прекрасно показывает сферичность форм.

Страница 10