Голова человека: как рисовать. Авторская методика из 6 этапов - стр. 8
Для начала возьмем ластик и уберем все лишние элементы, линии и огрехи за линиями силуэта.
Приступим к отрисовке лобной поверхности. Здесь присутствует эффект закругленности, которого мы добиваемся легкой штриховкой вдоль силуэтной линии черепа. Так мы обозначим эффект рефлекса между линией силуэта лба и глазничным поворотом. То же повторяем с другой стороны. Штриховкой мы показываем направление поворота от одного края лба к другому.
ЭТАП 4
Выходим на край силуэта скуловой части. Собираем силуэтную линию черепа воедино, спускаясь ото лба к скуловой кости. Не стоит делать это на начальном этапе – ее придется в дальнейшем постоянно уточнять вместе с корректировкой крайних точек. Обозначив край силуэта, такую же линию мы симметрично должны провести и с другой, видимой нам стороны черепа. Горизонтальной штриховкой придаем нужную толщину выступающей лобной кости у глазниц с обеих сторон.
Чтобы обозначить толщину скуловой кости, наносим по верхнему краю несколько линий вдоль ее вертикальной оси. Они не должны быть темнее, чем линии верхнего края. На повороте скуловой кости, там, где она уходит на боковую часть, мы используем структурные линии карандашом.
Структурные линии проводятся так: вы постоянно перемещаете карандаш назад-вперед – около 20 раз. Получается широкая полоса, имитирующая плавный переход одной поверхности в другую.
Такой переход следует изобразить на повороте скуловой кости. То же делаем по верхнему краю скуловой кости (низ глазницы), чтобы показать ее толщину. Симметрично переносим линии на другую половину черепа.
Переходы должны выглядеть мягко и не быть похожими на четкие карандашные линии, иначе рисунок рискует превратиться в неэстетичное месиво проволок.
Мягко обозначаем нижний край скулы с левой и правой сторон. Прокладываем рефлекс по всей длине нижнего края скуловой кости. Рефлексами и штриховкой отмечаем переход нижнего края скуловой кости в челюстную. Штриховкой показываем изгибы и направление поверхности.
Далее спускаемся к области верхней челюсти и намечаем края поверхности клыков. Именно они показывают поворот передней поверхности челюсти на боковую.
Но не нужно рисовать каждый зуб отдельно. Для начала обозначим всю линию зубов одной полосой, а затем схематично наметим границы каждого зуба, чтобы самим понимать, где они находятся.
Обозначим край нижней челюсти и толщину штриховкой. Не забывайте, что у реального черепа там, где ряд зубов кончается, есть пространство между верхней и нижней челюстями. На модели это лишь небольшое углубление для удобства отливки в гипсе.