Размер шрифта
-
+

Голем, Иббур и Диббук: мистические еврейские персонажи Восточной Европы и еврейского фольклора - стр. 4

В 1973-м г. Станиславом Лемом имело место написание рассказа «Голем XIV» (по-польски Golem XIV).

Год 2013-й явился годом выхода романа Хелен Уэкер под названием «Голем и джинн», при написании которого автором использовался стиль магического реализма. Его номинировали на премию «Небьюла».


Иллюстрация Л. Чернова-Плесского к сказке Л. Зилова «Глиняный болван»


Сильно похожей на легенду о големе представляется сказка о Глиняном Парне и Снегурочке.

Если говорить о русской литературе, особо выделяется роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей», в нем имеет место использование големического мифа для цивилизационной ядовитой сатиры. Автор данного романа пошел на использование 3-х вариантов истории голема, которого якобы похитили нацисты (чтобы был создан «универсальный солдат») с чердачного помещения пражской Староновой синагоги.

Юлию Гольдштейну, ставшему героем романа, «петербургским хазарином» пришлось столкнуться со следами пресловутого голема (и с самим големом) – и в Петербурге, и в Америке, и в Жидовской Ужлабине – Юденшлюхте, являющемся небольшим по размерам городе, находящемся на немецко-чешской границе, где в войну испытывалось «големическое оружие».

Фантасты братья Стругацкие написали повесть под названием «Понедельник начинается в субботу», где они упомянули о големе и Бен Бецалеле.

Образ голема нередко используется писателем и публицистом Максимом Калашниковым.

Писателем Климовым Г. П. в романе «Моё имя легион» (глава семнадцатая под названием «Чистилище») упоминается спецпроект тринадцатого отдела Комитета ГБ Союза ССР «Голем».

Пражская легенда о големе упомянута в романе «Синдром Петрушки», написанном автором Диной Рубиной.

Вадим Панов в серии книг «Тайный город» весьма не редко использует големов – как боевых, так и для «домашнего обихода».

Упоминание голема есть в поэме «Прерывистая повесть о коммунальной квартире» Елены Шварц.

1.3 Фантастика. Фэнтези

Фантастика



Идею Голема, как созданного искусственным образом в целях выполнения им работы, рассматривают в качестве идеи, предшествующей идее в области робототехники. То, что голем проявляет способность к мышлению, что не предусмотрено создателем, позднее преобразовалось в широкое применение его в сюжетах, где происходит «восстание машин».

Писатели фантастического жанра в своем творчестве зачастую рассматривают и используют голема не как похожее на человека существо, а как запрограммированного примитивного робота.

В жанре фэнтези используется магическое оживление голема. В отличие от этого, в жанре фантастики практикуется использование процессов, базирующихся на физических законах (вымышленных либо реальных).

Страница 4