Голем, Иббур и Диббук: мистические еврейские персонажи Восточной Европы и еврейского фольклора - стр. 3
Согласно легенде голем в итоге допустил превышение своих «полномочий», заявив свою собственную волю, не согласующуюся с волей его создателя: поступки голема оказались неприличными или даже преступными для не искусственного (как голем), а натурально-естественного человека.
В массовой культуре и в литературе
Франкенштейн, или Современный Прометей. Фронтиспис издания 1831 года
В культуре разных эпох образ голема – это образ, находящий широкое отражение, в частности, во множестве литературных произведений.
Мотив голема был введен в западноевропейскую литературу романтиками, для которых голем – экзотический (немецкой романтикой очень остро воспринимается экзотика гетто), являющийся вариантом излюбленного ими мотива двойничества [1]:
«Ахим фон Арним, «Изабелла Египетская»;
Мэри Шелли, « Франкенштейн, или Современный Прометей»;
у Гейне и Гофмана».
Известны 2 отличающиеся значимостью произведения на рассматриваемую тему в новейшей литературе: в еврейской – драматическая поэма Г. Лейвика и в немецкой – роман Густава Майринка.
«Голем» писателя-экспрессиониста Густава Майринка, по сути, является социальной сатирой на мессианизм. Он рассматривается в качестве символа массовой души, охватываемой в каждом из поколений какой-то «психической эпидемией», – смутной и болезненно страстной жаждой освобождения.
Народная масса возбуждается трагическим появлением голема: периодически происходят ее устремления к непостижимой и неясной цели, но, подобно голему, она становится жертвой собственных порывов, «глиняным истуканом».
«Голем» представляет собой книжное издание, в котором имеет место мистическая подоплека обыденной жизни и обретение зловещей реальности древними каббалистическими образами.
По Густаву Майринке происходит все большая механизация человека из-за жестокой борьбы за существование – по причине всех последствий капиталистического строя. И человек показывается таким же обреченным, как и голем.
Рассмотрение данного произведения, являющегося глубоко пессимистическим, нужно с позиции художественной реакции на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны мелкой и средней буржуазии.
Год 1908-й явился годом выхода (издания) пьесы «Голем» автора Артура Холичера.
Источник: https://vk.com/wall12153026_19142
Томас Манн написал роман «Иосиф и его братья». В нем Иаков после уверования в смерть своего любимого сына Иосифа, испытывая нестерпимые страдания, теряет голову и идет на обсуждение со своим старшим рабом Елиезером плана воссоздания сына путем сотворения голема.
Легенда о чудище, созданном из глины в Праге в конце четырнадцатого столетия, была пересказана для детей нобелевским лауреатом Исааком Башевис-Зингером.