Голем, Иббур и Диббук: мистические еврейские персонажи Восточной Европы и еврейского фольклора - стр. 6
Фэнтези
Имеет место частое присутствие големов в играх и современной литературе жанра фэнтези. Големы здесь – изначально неживые человекоподобные существа, собранные из камня, дерева, глины и др. материалов и оживленные посредством использования магических приемов. Обычно наблюдается их подчинение создателям, под полным контролем которых они находятся. Практикуется использование големов в качестве работников либо стражей, поскольку они не чувствуют боль, являются слабо уязвимыми и не устающими.
Перечень фэнтези рассказов и вселенных, в которых присутствует либо упоминается голем, следующий [1]:
«Вселенные Варкрафта, Форсены, Меча и Магии
Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
В «Игроземье» Кевина Андерсона.
В трилогии Бартемиуса Джонатана Страуда, во второй книге «Глаз Голема».
Голем в «Последнем Дозоре» Сергей Лукьяненко.
«Дорога мага» Л. Кудрявцева».
Книга Анджея Сапковского «Божьи воины». В данной книге происходит пересечение в Праге главного героя Рейневана с магом, пытающимся обеспечить воссоздание ставшего легендарным голема. Если исходить из таких аспектов, как датировка легенды и временные рамки книг, это событие, скорее всего, можно расценивать как анахронизм.
Серия фэнтези-детективов Даниэля Клугера под названием «Дела магические». В данных детективах [1]:
«действие происходит в Месотопотамии, с периодическим опосредованным участием богов соответствующего пантеона, глиняные големы повседневно используются как слуги, „подсадные утки“ при магически опасных действиях, а один искусно сделанный голем используется для убийства свидетеля и последующего оговора главного героя».
Источник: https://darkermagazine.ru/page/dog-protiv-terminatora
Двенадцатый том серии «Дилан Дог» (ежемесячной серии черно-белых итальянских комиксов в жанре ужасов, созданной сценаристом Тициано Склави и публикуемой изд-вом Sergio Bonelli Editore) под названием «Киллер». В нем происходит достаточно подробное обыгрывание легенды.
Серия Л. Обуховой и Н. Тимошенко под названием «Нормальное аномальное», упоминание о големе в пятой книге цикла «Проклятие Пражской синагоги».
Источник: https://www.livelib.ru/review/1112564-proklyatie-prazhskoj-sinagogi-natalya-timoshenko-lena-obuhova
1.4 Публицистика. Поэзия
Публицистика
Имело место обретение специального значения образа голема в российской современной общественно-политической публицистике после того, как в период конца 1980-х годов появилось в самиздате эссе А. Лазарчука и П. Лелика [1]:
«В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, „Големом“ назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников».