Главная ошибка марксистов – основной вопрос философии - стр. 1
Оглавление:
– Введение в тему с небольшим отступлением от оной
– Разные взгляды философов на ОВФ
– Немного о терминологии
– Предварительные аргументы и факты
– Как появился марксистский ОВФ о первичности
– Почему Энгельс вообще заговорил об ОВФ?
– Почему ОВФ о первичности был ошибкой марксистов?
– Как определить основной вопрос философии
– Аргументы в пользу ОВФ о смысле
– Самый значимый аргумент за ОВФ о смысле
– Ещё раз о сравнении критериев ОВФ
– В чём важность выдвинутой марксистами идеи разделения идеализма и материализма?
Введение в тему с небольшим отступлением от оной
Основной вопрос философии (ОВФ) – это довольно серьёзная тема для людей, занимающихся философией. Эта тема очень важна и для научной философии в целом. Но я бы сказал больше: эта тема важна для каждого человека в мире.
Сегодня многие словари и «учёные философы» пишут, что тема ОВФ относится к «метафилософии». Честно сказать, не люблю подобные слова, которые отношу к ненужным, искусственно выдуманным заумностям. Поэтому немного отвлекусь от темы ради нескольких слов о «метафилософии».
Что такое метафилософия? Оказывается, это «теория, которая исследует функцию и предназначение философии, философия философии». Философия философии!!! Во как! Теория! Оказывается, я много лет занимаюсь не философией, а философией философии, метафилософией. Да и все «учёные философы», оказываются, занимаются метафилософией. Ведь они же исследуют функции и предназначение философии. Или не исследуют? Ведь тогда выходит, что все работы типа «Что такое философия?» – это метафилософия? И все учебники по философии – это тоже метафилософия, ведь в них тоже «исследуются функции и предназначение философии». А студенты, которые изучают (исследуют!) философию, её функции и предназначение, они тоже занимаются метафилософией? Но кто же философией-то занимается?
Как утверждает Теодор Ойзерман, задача метафилософии: «открывать в философских учениях заключённые в них имплицитным образом выдающиеся идеи, гениальные прозрения, предвосхищения будущего знания, которые, однако, не были высказаны эксплицитно самими создателями философских систем».
Вона как! И что же, открыли какие-то скрытые «гениальные прозрения, предвосхищения будущего знания»? Где они? «Учёные философы» в массе своей даже открытые гениальные идеи мировых философов «высказанные эксплицитно» пропускают мимо своего сознания, пишут в учебниках такую галиматью, что только диву даёшься. Они даже предмета философии не могут определить. Пишут: «Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются»! Или: «до сих пор некоторые авторы считают, что у философии нет своего предмета изучения»!
Но зато у них теперь есть метафилософия, философия философии! Одной философии им, оказывается, мало! А тот, кто потом будет изучать метафилософию, как его «теория» будет называться? Мегаметафилософия? И ещё интересно, если философией занимаются философы, то те, кто занимается метафилософией должны называться метафилософы? Только вот, все предшествующие философы тоже рассматривали эти проблемы, но, почему-то занимались просто философией, а не какой-нибудь «мета».
Да, научное сообщество таково, что раз уж возник красивый термин с новой идеей, то он всегда найдёт поклонников. Теперь уже есть метаалгебра, метахимия, метаматематика, метабиология, даже метамедицина, да и вообще метанаука. Ну а чего, раз пошла такая мода, то, – подходит, не подходит, а натягивай и носи. Вот только физике не повезло. Потому что «метафизика» родилась раньше и она совсем о другом. А жаль, обидно как-то за физику. У всех есть «мета». А у неё – шиш. Но ведь живёт как-то физика без этого «мета». И неплохо себя чувствует.
Понимаю, что все эти мои слова можно списать на недовольное ворчание старика, только, знаете, что мне кажется? Что вся существующая метафилософия похожа на искусственно приделанную вторую голову при неработающей первой. Но, раз уж «учёные философы» хотят метафилософию, пусть будет. Может, я и не прав. Ведь говорят же, что одна голова хорошо, а две – лучше. В конце концов, весна покажет, кто… то есть, время покажет, нужна ли философии философия философии. Да и тема у нас совсем другая. К ней и вернёмся.