Размер шрифта
-
+

Главная ошибка марксистов – основной вопрос философии - стр. 3

Итак, поехали.

Разные взгляды философов на ОВФ


Во «Вступлении» мы познакомились со стандартной формулировкой ОВФ в концепции марксизма. Подробно данную концепцию марксистского ОВФ мы будем разбирать в следующих главах, так как ей, собственно, и посвящена эта работа, или эссе, не знаю, как назвать, я в литературных жанрах и писательстве не силён.

Также выше было отмечено, что у ряда философов есть мнение, будто «большинство философских школ вовсе не выделяет какой-либо философский вопрос как основной» для всей философии.

Наряду с этим, было указано на мнение, что «за пределами марксистской традиции вопрос о соотношении материи и идеи не считается основным философским вопросом».

Ниже коротко укажем, какие ещё есть взгляды на основной вопрос философии. Конечно, все существующие мнения по данной теме указать затруднительно. Да это и не нужно. Тут ведь как у плохих врачей: «сколько врачей, столько и диагнозов», так и у плохих философов: у каждого своё мнение. Но врачи хотя бы собирают консилиумы и советуются, чтобы прийти к единому мнению и вылечить больного, а философы часто готовы держатся за свои идеи «до самой смерти больного», то бишь – философии.

Сначала ознакомимся с двумя противоположными, казалось бы, мнениями по поводу ОВФ.

1. Основных вопросов философии много.

Так, в академических философских текстах нередко можно встретить утверждения типа этого:

«Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те ее вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи в современном философском знании, являются:

– познаваем ли окружающий нас мир? (основной гносеологический вопрос);

– каковы первичные, фундаментальные основы этого мира? (основной субстанциональный вопрос);

– каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека? (основной смысложизненный вопрос);

– каковы основные принципы подхода к научному исследованию мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений? (основной методологический вопрос).

Как свидетельствует история философии, эти вопросы возникали и формировались неодновременно, причем на каждом из этапов этой истории то или иное крупное философское течение выдвигало на первый план лишь один из них, пытаясь придать ему уникальный и универсальный характер».

Как видим, здесь заявляется, что у философии есть несколько основных вопросов. А марксисты утверждают, что ОВФ только один, главный, – это вопрос о первичности. В данной цитате он представлен, видимо, вторым номером: «каковы первичные, фундаментальные основы этого мира? (основной субстанциональный вопрос)».

Страница 3