Георгий Гурджиев и его Вельзевул - стр. 12
В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.
Фрагмент работы «Семь смертных грехов» И. Босха, изображающий гордыню (лат. superbia)
В католичестве гордыня также входит в концепцию семи смертных грехов.
Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослеплённый гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от него Гордыня – это самонадеянность человека, вера в то, что он все может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога.
В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например, слух, зрение, жизнь) и получает (например, пропитание, кров, детей).
В исламе
В исламе кибр (высокомерие) считается большим грехом и причиной других грехов. Считается, что именно это заставило Иблиса отказаться совершить земной поклон созданному Аллахом Адаму и стать врагом рода человеческого.
«Сказал же Бог: „О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками?“… Он сказал: „Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины“» (Коран (смысловой перевод), сура Сад 38:75-76)
Левиафан (Серафимы) склоняет к ереси и грехам, противоречащим вере;
Асмодей (Серафимы) является князем роскоши и желает соблазнить ею всех людей;
Балберит (Херувимы) – склоняет к склоке, злословию и самоубийствам;
Астарот (Престолы) – склоняет к безделью и лени;
Верен (Престолы), второй после Астарота – склоняет людей к нетерпимости;
Грессил (Престолы) – склоняет людей к нечистоте и неряшеству;
Соннелон (Престолы) – возбуждает в людях ненависть к врагам.
Во второй лик входили духи в чине Господств, Сил, Властей:
Элле (Господства) – подстрекает людей к нарушению обета бедности;
Розье (Господства) – подстрекает к любострастию;
Верье (князь Сил) – склоняет к нарушению обета послушания;
Карро (Власти) – вселяет жестокосердие;
Карниван (Власти) – склоняет людей к бесстыдству.
В третий лик входили духи в чине Начал, Архангелов и Ангелов:
Велиал (Начала) – склоняет к высокомерию, внушает женщинам украшать себя в соответствии с модой, развращать детей, болтать с ними во время мессы;
Оливий (Архангел) – внушает жестокость и безжалостность к бедным.
Классификация демонов по месту их обитания
В изданной в 1603 г. книге «Compendium Maleficarum» Гваццо, а позднее в «Melampronoea» Генри Хелиуэлла (1681) авторы цитируют Михаила Пселла, давшего классификацию демонов по месту их обитания:
Огненные демоны, обитающие в высших слоях воздуха, не спускающиеся на землю к людям. Автор полагал, что их появление произойдёт только в Судный день.