Георгий Гурджиев и его Вельзевул - стр. 11
Классификации демонов по степени их могущества
Альфонс де Спина установил 10 разновидностей демонов:
Парки.
Этим демонам приписывалась власть вмешиваться в судьбу человека;
Полтергейсты – духи, производящие мелкие пакости по ночам в доме: передвигают и ломают вещи, не дают спать по ночам шумом, но, как правило, не причиняют большого вреда;
Инкубы и Суккубы – демоны, вступающие в половую связь с человеком. Особенно нападкам этих демонов подвержены, по мнению автора, монахини;
Марширующие призраки, появляющиеся в виде толпы людей, производящей много шума;
Домашние духи ведьм – гении-обереги ведьм и колдунов, а также все прочие духи, подражающие ангелу из книги Товита;
Кошмары – демоны, вызывающие ужасные видения во сне;
Демоны, образующиеся из мужского семени – демоны, наводящие на мужчин фантазии о женщинах с целью получения семени, для создания других демонов;
Демоны-обманщики – демоны, дурачащие людей, появляясь в человеческих обличиях;
Чистые демоны – демоны, нападающие только на святых;
Демоны, которые обманывают старух, внушая им мысли о том, что те якобы летали на шабаш.
Классификация демонов по связи с семью грехами
Этот вид классификации основывался на той мысли, что демоны подстрекают человека к грехам.
Так, в 1589 году демонолог П.Бинсфельд дал такую связь высших демонов с пороками:
Люцифер – гордыня;
Мамона – алчность;
Асмодей – похоть;
Сатана – гнев;
Вельзевул – чревоугодие;
Левиафан – зависть;
Бельфегор – лень.
В 1801 г. оккультист Френсис Баррет издал в Лондоне книгу «Magus or Celestial Intelligencer», в которой изменил связь демонов с грехами.
По Баррету:
Мамона – демон искусителей и соблазнителей;
Асмодей – князь мстителей;
Сатана – демон обмана;
Вельзевул – властелин ложных богов.
Кроме того, в список демонов были внесены:
Пифон – князь духов лжи;
Велиал – вместилище порока;
Мерихим – предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
Абаддон – демон войн;
Астарот – демон обвинителей и инквизиторов.
Азазель – козёл отпущения
Классификация демонов по ангельским чинам
Вовремя экзорцизма демон Балберит, вселившийся в Мадлен из Прованса, сообщил, что поскольку демоны – падшие ангелы, их чины восходят к ангельским рангам, установленным в ещё IV в. н. э. в трактате «Божественные имена» Псевдо-Дионисия.
Всего демон упомянул о девяти чинах, разделённых на три лика по три чина в каждом:
В первый лик входили духи в чине Серафимов, Херувимов и Престолов:
Вельзевул (Серафимы), второй после Люцифера, склоняет людей к гордыне;
(Гордыня – непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство.