Геоглифы Восточно-Европейской равнины - стр. 3
«Звериные» изображения, во-первых, это образы грозных зооморфных богов, в том виде, в каком их представляли древние. Эти боги сотворили весь Мир – небо и землю, и являлись их владыками. Они же определяли судьбу недолгой человеческой жизни, их сакральную сущность, которая для людей того времени была чрезвычайно важна, так и смерть и загробный мир были для них гораздо «ближе» и реальнее, чем для наших современников. В те времена уже при жизни человек наполовину принадлежал миру мертвых. Жизнь для него – мимолетный, многотрудный, хотя и прекрасный праздник.
Во-вторых, изображения животных символизируют первопредков – зверо-людей, героев сказаний, уже ушедших в «нижний мир», к которым можно обратиться за помощью в трудную минуту. Они же являлись тотемическими символами племен, и в этом качестве, заявляли их право на земли, рыболовные и охотничьи угодья.
Лишь в третью (а может быть в пятую или даже десятую) очередь изображения «звериного стиля» отображали самих животных. И даже в этой ипостаси, эти рисунки демонстрировали не столько реальных «зверей», сколько их «духов», которых были субъектами промысловой и аграрной магии, покровителями плодовитости и здоровья, а так же других проявлений земной жизни, которым следовало поклоняться, приносить жертвы для того чтобы выжить и преуспеть.
В этой связи выскажем предположение, что рисунки, о которых идет речь, предназначенные для обозревания сверху (откуда видимые ракурсы реальных предметов имеют совершенно иные очертания), являются отображением не самих животных, а их теней, возникающих на земле, в моменты восходов и закатов. Солнце и Луна (и олицетворяющие их боги) таким образом, брались человеком в соавторы этих изображений, что придавала человеку статус со-создателя этого мира, и в тоже время, возлагало на богов «родительскую» ответственность за порожденные с их помощью фратрии.
Несколько слов следует сказать о технике выполнения некоторых изображений. По результатам визуального осмотра и промеров местности, самым предварительным образом, можно отметить следующее. Наиболее универсальным способом нанесение рисунков Андреевско-Токмовской группы, является выемка грунта.
Часть палеорисунков Андреевско-Токмовского комплекса имеют еще никогда не зарегистрированную, для геоглифических объектов природу. Они представляют собой измененные русла рек – Мокши и Иссы. В процессе формирования этих геоглифов, их создателями, на протяженных участках были сформированы новые ложа этих рек, которые теперь и выступают в качестве канвы изображений.