Геоглифы Восточно-Европейской равнины - стр. 2
Для облегчения визуализации рисунков после самих палеоизображений мы приводим современные снимки самих животных в похожих ракурсах. Изображения Андреевско-Токмовского комплекса приводятся без ретуши, дополнительных прорисовок и коррекций фотографий в той азимутальной проекции, в которой они находятся на карте. Полная унификация этой проекции в отношении всех рисунков этого комплекса (более полутора десятков рисунков), на наш взгляд, является важным аргументом в пользу искусственного происхождения этих изображений. Помимо текстовых иллюстраций мелкого формата, в приложениях, мы помещаем изображения более крупного формата, позволяющие рассмотреть детали вышеперечисленных палеорисунков.
Довольно странным представляется нам факт, что именно эта ориентация оказалась наиболее удобной для просмотра этих изображений с помощью печатной продукции и цифровых устройств. Древние авторы словно позаботились о том, чтобы жителям ХХI века (они первые кто имеет возможность увидеть эти рисунки) было комфортно их рассматривать.
Снимок 1. Голова лося.
Снимок 2.
Снимок 3. Сидящий заяц.
Снимок 4.
Снимок 5. Лежащий заяц.
Снимок 6. Собака.
Снимок 7. Выдра.
Снимок 8.
Снимок 9. Летящая птица.
«Птица» лучше распознается на черно-белом снимке и режиме «Схема» на Яндекс- карте, поэтому мы представляем ее и в этих вариантах (снимки 10, 11). Кроме того на снимке 13 мы приводим типичные финно-угорские бляхи-обереги изображающие сакральных птиц. Очевидно, что некоторые элементы графики этих изображений схожи (стилизованная питчья-человеческая голова расположена между выдвинутыми вперед короткими крыльями, короткий прямой хвост плавно переходит в обводы крыльев).
Снимок 10.
Снимок 11.
Снимок 12.
Рисунок 13. Финно-угорские бляхи-обереги.
Рисунок 14.
Часть из обнаруженных нами «рисунков», как и большинство других геоглифов мира, с различной четкостью видны при разном освещении, в зависимости от времени года, разрастания подлежащей и укрывающей их растительности, увлажненности почвы, уровня воды в сопутствующих водоемах и т.д. Поэтому, в различной степени отчетливости их можно различить на Гугл, Яндекс и других онлайн картах, которые обновляют с различной периодичностью, а значит, демонстрируют рельеф местности в различное время суток и сезоны года.
Рассматривая эти величественные картины следует понимать, что изображения «звериного стиля» характерные для того далекого времени, это не некие «зверушки»– начерченные нетвердой рукой ребенка. Это порождение труда десятков умудренных опытом людей, выживавших в лесах и болотах, скрываясь от хищников, ежедневно переносивших голод и холод, своими руками хоронивших собственных детей и соплеменников. Они не были обучены художественному мастерству, но много знали о себе самих и мире, в котором жили. Для того чтобы верно оценить эти палеорисунки, следует иметь в виду, что на них изображены не земные животные, не тот лось из плоти и крови, который бродит по лесу, пережевывая жвачку из прошлогоднего сена, а небесные божества, вечно странствующие по небосклону. Поэтому искать в них прямое портретное сходство с реальными живыми – прототипами наивно и бессмысленно.