Размер шрифта
-
+

Финляндия. Страна тысячи озер - стр. 42

Уже ранние полотна Галлен-Каллелы – «Мальчик и ворона» (1884 г.), «Старуха и кошка» (1885 г.), «Первый урок» (1889 г.), «Финская баня» (1891 г.), «Пастух из Панаярви» (1892 г.) отличаются точным реалистическим изображением финской народной жизни и природы.


Портрет Галлен-Каллелы работы Ильи Репина


В созерцательной гармонии работ художника сказывается влияние творчества Жюля Бастьен-Лепажа, искусство которого Галлен-Каллела полюбил во время учебы в Париже.

Ранние вещи художника решены в духе скандинавского веризма, воплощая характерные типажи и бытовую среду крестьянства. К концу XIX в., органически войдя в русло нордизма (северного модерна), Галлен-Каллела стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления, ярко и экспрессивно запечатлевшего чувства и мысли, связанные с процессом обретения Финляндией политической независимости.

В 1890 г. живописец женился на Мари Слёёр, и в свадебное путешествие молодая пара поехала в Восточную Карелию, где Галлен-Каллела стал собирать материал для своих работ, посвященных эпосу «Калевала». Его картины времени путешествия в Карелию назвали началом художественного течения карелианизм.

Центральным событием этого периода стал триптих «Легенда об Айно» (1891 г.), созданный на материале этого эпоса. Величие мифологических образов, лирическое богатство, мощь фантазии, философская глубина «Калевады» надолго вдохновили творчество многих финских художников, композиторов, поэтов.

Обращаясь к героике и фантастике народного эпоса «Калевала», Галлен-Каллела все больше увлекался символикой и стилизацией в духе модерна. Эти тенденции сказались в циклах росписей, например в капелле-усыпальнице дочери промышленника Ф.А. Юселиуса в Пори (1901–1903 гг.), но особенно в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1900 г.).

Хотя первая персональная выставка художника прошла еще в 1887 г., именно участие во Всемирной выставке, где, кроме росписи финского павильона, он представил разнообразные работы, было поистине триумфальным.

В работах этого периода заметны политические взгляды Галлен-Каллелы: так, на фреске «Ильмаринен вспахивает змеиное поле» одна из гадюк носит царскую корону, что символизирует желание видеть свободной Финляндию.

В декабре 1894 г. Галлен-Каллела отправился в Берлин, где проходила его совместная выставка с норвежским живописцем Эдвардом Мунком. Там он познакомился со многими символистами.

Перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела писал монументальные панно, посвященные героям национального эпоса; узловые моменты фабулы, символическая четкость деталей сочетаются в этих композициях с броскими цветокомпозиционными ритмами («Защита Сампо», 1896 г.; «Месть Йоукахайнена», 1897 г.; «Мать Лемминкяйнена», 1897 г.; «Проклятие Куллерво», 1899 г.). Одновременно Галлен-Каллела создает реалистические пейзажи («Иматра зимой», 1893 г.), портреты (М. Горького, 1906 г.), иллюстрации (к роману «Семеро братьев» А. Киви, 1906–1907 гг.).

Страница 42