Размер шрифта
-
+

Финляндия. Страна тысячи озер - стр. 41


В цветочном лабиринте перед «Атенеумом»


В небольшом парке у музея можно увидеть памятник художнику Эдельфельту работы Вилле Валлгрена (1927 г.). Памятник был поставлен перед художественным музеем «Атенеум», откуда в 1967 г. перенесен в район Эйра, а в 2004 г. вернулся на первоначальное место.

Альберт Эдельфельт (1854–1905) был ведущим художником своего времени в Финляндии. Его творчество развивалось от исторических картин к реалистическим портретам и изображению жизни народа, а также иллюстрациям произведений национальной литературы и пейзажным зарисовкам. У владеющего языками Эдельфельта были прекрасные связи с заграницей, например с Францией, где его значение как человека, способствующего признанию культуры Финляндии, было огромным.

Аксели Галлен-Каллела

Аксели Галлен-Каллела – крупнейший финский живописец конца XIX – начала XX в., прославившийся своими иллюстрациями к эпосу «Калевала», и яркий выразитель финской самобытности в изобразительном искусстве. Был ярчайшим представителем того направления в изобразительном искусстве страны, которое можно поставить в один ряд с национальным романтизмом в архитектуре.

Уже само его имя говорит о его устремлениях и идеалах. Финляндский швед (по фамилии и по крови), он ощущал себя финном и оказался одной из самых ярких и крупных фигур в национальном культурном возрождении. Он свою фамилию Галлен передал на финский манер в Каллела (кстати, как и имя – по рождению он был Акселем), чтобы подчеркнуть свою «финляндскость», а потом соединил их обе. Говорят, правда, что еще его дед придумал вариант фамилии Каллела, но все-таки именно для Аксели это имело принципиальное значение.

Галлен-Каллела работал в широчайшем спектре художественных техник: масло, темпера, фрески, графика, витражи, офорты, гравюры… Стремясь сформировать целостный стиль нации, он активно занимался дизайном (модельные эскизы вышивок, художественного металла, резьбы и выжигания по дереву, мебели, традиционных ручных ковров, ножей для разрезания страниц, курительных трубок и пепельниц, ламп, игрушек, ковров, плакатов, обложек для книг). По его рисункам выпускались марки и банкноты. Художник сам спроектировал два своих дома.

Галлен-Каллела дружил и был знаком со многими русскими художниками своего времени, в первую очередь с представителями «Мира искусства», с которыми его связывали творческие и личные контакты.

Он родился 26 мая 1865 г. в Пори (тогда Бьернеборг) в семье юриста. Аксель учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (1881–1884 гг.), а затем в академии Родольфа Жюлиана в Париже (1884–1889 гг.) у живописцев Адольфа-Вильяма Бугро и Фернана Кормона. В Париже он познакомился и подружился с финским художником Альбертом Эдельфельтом, норвежским художником Адамом Дернбергером и шведским писателем Августом Стриндбергом.

Страница 41