Размер шрифта
-
+

Финляндия. Страна тысячи озер - стр. 44

Сергей Дягилев привлек финского художника и к изданию нового журнала «Мир искусства», и уже в первом номере Дягилев поместил репродукции с картин финского мастера.


Дружеские отношения связывали Галлен-Каллелу с Николаем Рерихом. Двух живописцев объединил интерес к легендарному прошлому Севера, взгляд на мир через историю и мифологию. Сходство живописи молодого Рериха и Галлен-Каллелы отмечали многие критики и современники этих художников. Но при всем том, как точно отметил А. Бенуа, «действительно неоспоримое» сходство Рериха и Галлен-Каллелы «вовсе не указывает на какое-то заимствование».


Впервые Рерих познакомился с живописью Галлен-Каллелы на нижегородской выставке в 1896 г. Рерих с восхищением писал о Галлен-Каллеле: «Галлен – талантливый художник, никто не станет оспаривать достоинства его “Сампо” и “Айно”».


А. Галлен-Каллела. Защита Сампо


Поездка по Северу, которую совершил Николай Рерих в 1899 г., помогла ему еще глубже понять картины этого финского мастера, проникнуться его интересом к эпической древности. В одно и то же десятилетие Галлен-Каллела ездил по Карелии, собирая материалы для картин на темы «Калевалы», а Рерих совершал путешествие «из варяг в греки» в поисках сюжетов для картин и сказок о викингах.

Рерих и Галлен-Каллела встретились в 1917 г. в Петрограде, куда они приехали на большую выставку финского искусства. На ее открытии выступил с эмоциональной, полной любви к Финляндии речью А.М. Горький. Ему же было поручено написать предисловие к каталогу выставки.

По рекомендации Галлен-Каллелы и Стриндберга Рерих был принят в Общество финских художников. В свою очередь, по рекомендации Николая Рериха в 1921 г. американцы избрали Галлен-Каллелу президентом финского отделения «Кор Арденс», и тот организовал такое отделение к началу 1922 г.

О долгой дружбе Николая Рериха и Аксели Галлен-Каллелы, возможно, мало кто знает, но судьбе было угодно, чтобы в память об этой дружбе картины обоих художников находились в Финляндии рядом, в собрании одного музея – в «Атенеуме».

Умер Галлен-Каллела от воспаления легких в Стокгольме 7 марта 1931 г., при возвращении с лекции в Копенгагене. А спустя 30 лет в Тарваспяя открылся мемориальный музей живописца.

Национальный музей Финляндии

Национальный музей Финляндии интересен не только своими коллекциями, но и как архитектурный памятник. Музей, расположенный прямо в центре Хельсинки, на улице Маннергейма, построен в 1905–1910 гг. по проекту молодых архитекторов Элиэля Сааринена, Германа Гезеллиуса и Армаса Линдгрена. Здание выполнено в стиле национального романтизма.

Страница 44