Философские проблемы развития искусственного интеллекта - стр. 25
В «нисходящем» подходе вместо тысячи примеров для выявления закономерностей ученые пользуются общей схемой действий, которая теоретически может привести к достижению определенного результата. Метод, названный по имени статистика и философа ХVIII века Томаса Байеса, объединяет данную модель с теорией вероятности, используя так называемый «байесовский вывод». «Вероятностная порождающая модель показывает, насколько вероятно то, что вы увидите какую-то структуру в данных, если верна гипотеза» [4, с. 63]. Этот метод подходит для того, чтобы научить машину учиться так, как это делают люди. Разработчики закладывают в машину определенный принцип отбора. Но для формулировки такого принципа требуется огромная предварительная работа.
К тому же в пользу человека и его способностей говорит и то, что оба описанные метода работают для узких и точно сформулированных задач. Это значит, что машина, обыгравшая Гарри Каспарова, не сыграет в покер. Элисон Гопник замечает: «С восходящим алгоритмом компьютеру не нужно понимать что-нибудь про кошек, чтобы начать учиться, но ему нужно очень большое количество данных» [4, с. 64]. «Нисходящий метод» помогает быстро обучиться на малом количестве примеров и делать более широкие обобщения. Однако при использовании этого метода требуется много предварительной работы, чтобы сформулировать правильный набор гипотез. А ребенок творит легко. Специалисты по психологии развития детей убедились, что «дети комбинируют лучшее от каждого подхода и затем продвигаются гораздо дальше» [4, с. 64]. Если добавить к этому уверенность в том, что людям свойственны творческие прорывы, и они могут рассуждать на темы, выходящие далеко за границы их собственного опыта, то в споре «человек – машина: кто кого?» появляется вполне оптимистичный перевес в сторону человека. Недаром Энштейн сказал: «Фантазия – это единственное наше оружие в борьбе с реальностью» [5]. Великий мыслитель имел в виду творческую способность человека совершать экскурс или «прыжок» в неизведанное. В конце концов, это люди изобрели все те машины, которых теперь сами и опасаются. По мнению философов ХХ века Хайдеггера и Гадамера, такая направленность в будущее или в неведомое возможна благодаря особому характеру понимания. Человек является «брошенной проекцией»: как спроецированное, его понимание внутренне связано с будущим, откуда и разворачиваются новые возможности. Понимание также является обусловленным наследием прошлого, которое человек, в силу своей конечности, воспринимает как традицию и в которой постоянно находится. Так, Хайдеггер доказывает, что любая интерпретация (даже научная) зависит от конкретной исторической ситуации интерпретатора. Не существует интерпретации без предрассудков, так как интерпретатор не может освободить себя от своей собственной фактичности. Он онтологически обусловлен всегда уже имеющейся временной ситуации как горизонтом, внутри которого все то, что он понимает, имеет для него первоначальное значение. Каждый шаг понимания является шагом, основывающимся на бесконечности «пред-данной» интерпретатору исторической традиции. Хайдеггер говорит о понимании как об «опережающем наброске». Этот набросок, однако, может быть развернут, что и становится одной из бесконечного количества интерпретаций [6, с. 317]. Как раз в таком творческом моменте и проявляется человеческая уникальность. «Историческое бытие никогда не исчерпывается знанием себя. Всякое знание-себя вырастает из исторической пред-данности» [6, с. 357]. Равенство всех возможных интерпретаций обеспечивается своеобразием каждой из них. И одновременно ролью интерпретатора как творца, обладающего уникальным взглядом именно из своей исторической ситуации.