Философские проблемы развития искусственного интеллекта - стр. 23
В компьютерном поле игры, которое так притягивает зависимых от него людей, тоже есть смоделированные «вызовы» и трудности, но они отличаются от реальных. Они также могут требовать ловкости, знания, умения – тех качеств, которых пока еще ожидает от человека реальная жизнь. Но человек, сидящий за компьютером, не рискует своей жизнью, а только, возможно, здоровьем и деньгами, если он играет в компьютерные игры профессионально. А в реальном мире есть опасность быть отвергнутым или умереть. С дальнейшим техническим совершенствованием компьютерных игр виртуальный мир становится разнообразнее и в какой-то мере удивительнее реального. В ММОРПГ – массовой многопользовательской ролевой игре – игроки встречаются с различными персонажами, иногда делают их друзьями или врагами и проживают такие события, которые трудно себе представить в реальности. С другой стороны, многие из тех качеств, которыми участники «блещут» на разных уровнях сложности в игре, применить в жизненной практике невозможно. Однако развивает ли наш разум поле игры? Становимся ли мы лучше, играя в компьютерные игры?
Немецкий философ, основатель философской герменевтики Х.-Г. Гадамер писал об игре и беседе как об аналогиях понимания. Так как именно в игре участники сосредотачиваются на предмете игры и забывают о себе. Игра не получается, если игрок «тянет на себя одеяло», переигрывает или не пасует мяч другим игрокам. Только, если большинство участников сосредоточено на общем предмете игры или общей теме беседы, возможно наилучшее творческое понимание [6].
В увлечении виртуальной игрой человек любит, ненавидит, дружит и враждует с искусственными персонажами. Они могут собираться в группы, как в жизни, дружить с кем-то и против кого-то, коллективно исключить мешающего, «нелюбимого» игрока. Социальная жизнь перемещается таким образом в виртуальный мир. Фактически, с усложнением игры возрастает и мощь «искусственного интеллекта» и его влияние на человека. Похоже, мы снова имеем дело с двумя «встречными» тенденциями: ростом и усложнением «искусственного интеллекта» и «ослаблением» реальной активности человека. А ведь исследования показывают, что люди, используя искусственные возможности, еще не научились использовать полностью свой собственный мозг. Т.В. Черниговская начинает беседу с молодыми учеными, которые приходят к ней «заниматься мозгом»: «В голове у нас сложнейшая нейронная сеть, которую невозможно себе представить. Если вытянуть в одну линию все нейроны, которые находятся в голове – не у Энштейна, а у обычного человека, – получится страшная цифра 2,8 млн. км» [2, 9]. Когда мы перекладываем на машину свои трудности и таким образом облегчаем себе жизнь, мы забываем, что эволюционное развитие человечества шло как раз через трудности. И именно препятствия приводили к качественным эволюционным скачкам.