Размер шрифта
-
+

Философия права - стр. 42

.

Неудивительно, учитывая все изложенное, что в рассматриваемый период стало появляться все больше исследований, обосновывавших самостоятельный статус философии права. Одним из первопроходцев этого процесса по праву считается академик В.С. Нерсесянц. Вместе с тем обоснование самостоятельности философии права у ученого строилось на его идее различения правовых законов и неправовых законов (т. е. таких, в которых не нашли воплощения принципы равенства, свободы и справедливости). Соответственно задача обоснования именно философии права, в отличие от традиционной теории государства и права, на наш взгляд, в концепции В.С. Нерсесянца заключалась в предоставлении «площадки» для его концепции правопонимания, которая была названа им либертарно-юридической.

В частности, обоснованию этой концепции был посвящен весь его капитальный труд «Философия права», в котором определение предмета философии прав давалось следующим образом: «предмет философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) – это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве»[78], «предмет философии права – это формальное равенство и формы его проявления»[79].

Характерно, что даже такой патриарх советского правоведения, как С.С. Алексеев, в рассматриваемый период изменил свой подход к пониманию философии права, заявив о «формировании и развитии особой самодостаточной научной дисциплины, охватывающей как философию (по своим основам), так и правоведение (по своему основному содержанию)»[80].

Этот вывод поддерживают и другие ученые: например, отмечается, что «правомерен вывод о самостоятельности философии права как дисциплины. Безусловно, философия права и общая теория права – это отдельно, автономно функционирующие дисциплины, хотя можно говорить о том, что обе эти дисциплины имеют дело с объектами их анализа, сферы которых научно пересекаются. Для общей теории права объектом является социальный институт права, в то время как философия права исследует в феномене права проявление фундаментальных аспектов бытия: свободы, воли, материальное и духовное и т. п. В литературе существует точка зрения, в соответствии с которой общая теория права – это индуктивное знание, которое исходит из достижений юридических наук, в то время как философия права осуществляет свое становление как дедуктивное знание о праве, которое формируется посредством вывода из общих знаний о мироздании»[81].

Г.Д. Лихачев также подчеркивает, что «философия права имеет свое предметное обособление, о чем говорят такие показатели теоретической зрелости этой дисциплины, как сформированность специальной методологии исследования. Последнее явилось результатом и следствием предшествующих дисциплинарному становлению философии права интегративных процессов. Обособление философии права – по объекту, по предмету – вызвало последующий отбор и привлечение уже сформировавшихся понятий и методов из дисциплин, выступающих по отношению к философии права в качестве базисных, концептуальных оснований. Эта специфика оформления категориального и методологического базиса философии права формирует большой сложности задачу: задачу осознания общего и специального в категориях и методологии философии права»

Страница 42