Размер шрифта
-
+

Философия права - стр. 41

.

Знаменитый путешественник Тур Хейердал в книге «Кон-Тики» описывает скептическое отношение к своим идеям в области истории древних народов, которое он встретил первоначально со стороны некоторых ученых-историков. Один из героев его книги замечает по этому поводу: «Все они узкие специалисты и недоверчиво относятся к такой методике, когда привлекаются данные из самых различных отраслей, от ботаники до археологии. Они сознательно ограничивают размах своих исследований, чтобы тем настойчивее зарываться в глубину и добывать детали. Современная наука требует, чтобы каждый специалист копался в своей яме. Редко кто-нибудь принимается разбирать и складывать вместе то, что они добывают. …Мой последний труд – о птичьем орнаменте в китайских народных вышивках. Семь лет готовил, зато сразу приняли к изданию. Наше время требует специализации»[76].

На этих примерах видно, что не только юридическая наука, но и современная наука в целом находится сегодня в поисках объединяющего начала, некой целостной парадигмы, общих фундаментальных принципов и методологии познания, которые могли бы преодолеть дифференциацию научной картины мира, которая только усугубилась в современном информационном обществе с его все возрастающей лавиной научной информации, необходимость обработки которой еще более стимулирует к «точечным» специальным исследованиям и препятствует синтезу научных знаний.

И здесь философия права оказалась очень кстати, что также добавило ей аргументов в пользу самостоятельности и дополнительного веса в извечном споре с теорией государства и права.

В целом в юридической науке в этот период наметился интерес к интегрированным сферам научного познания, причем не только к философии права, но и к социологии права, конституционной экономике, юридической конфликтологии и т. д. Философия права отлично «вписалась» в эту тенденцию, поскольку именно привлечение философии в качестве второй мировоззренческой опоры позволило выйти на решение задачи построения целостной научной картины мира.

А.Г. Спиркин очень образно пишет об этом так: «Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающий мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума»

Страница 41