Философия права - стр. 33
Вместе с тем уже с первых шагов этой науки начали формироваться и ее конкуренты в виде разного рода теоретических наук о праве (в разных странах и на разных исторических этапах они имели различные названия), которые, в отличие от философии права, предлагали более прагматичное воззрение на структуру, содержание и применение знания о праве. Развитие таких наук связано и с возникновением правового позитивизма, его укреплением в XIX в.
Именно с этим временны́м периодом связан окончательный отрыв философии права от философии в рамках глобальной тенденции на дивергенцию философского знания по отраслям наук. Как отмечают сегодня сами философы, «представления, разделяющие понятия общества и государства, возникают в условиях капитализма. …Как известно, в Новое время наука приобретает статус особой области профессиональной деятельности и особого социального института. Усложнение социальной структуры общества, формализация деятельности властных структур и универсализация товарно-денежных отношений… обусловили усложнение структуры научного знания и становление дисциплинарной структуры обществознания»[52]. В частности, Н.Ф. Бучило отмечает, что первой возникла история, позже, в условиях капитализма, возникает экономическая теория, в XIX в. в рамках первой волны позитивизма возникает социология как самостоятельная наука об обществе[53].
С этого момента и по сей день не утихают споры о соотношении философии права и иных отраслей юридического научного знания. Эти споры характерны и для дореволюционного российского правоведения в рассматриваемый период.
Например, некоторыми учеными ставилась под сомнение необходимость разделения философского и теоретического познания права. Отмечалось, что наиболее оправданно сохранение единства теоретической правовой науки. Приведем авторитетное мнение по этому вопросу такого классика дореволюционной российской юриспруденции, как М.Н. Коркунов. Для начала он приводил следующую характеристику аргументации, используемой в его время в обоснование самостоятельности философии права: «Хотя философия права в новейшей ее форме обратилась к выяснению положительного права, она все-таки не сливается с наукой положительного права. Она сохраняет свой особый метод. Она не обращается к наблюдению, не идет в своих исследованиях путем индуктивным. Она покоится на предположении, что выяснение вечных оснований положительного права может быть дано не эмпирическим знанием, а только знанием сверхчувственным, получаемым познающим умом непосредственно, помимо чувственного опыта. Особенность метода, полагают, обеспечивает философии права возможность получить не только относительное познание права, но и безотносительное, абсолютное, объяснить не только явления правовой жизни, но и самую сокровенную сущность права»