Философия - стр. 98
Отдельно рассматривая вопрос о социальном познании, постмодернисты утверждают, что не существует мышления, свободного от социальных и политических факторов, поскольку никакая власть не может существовать без добывания, присвоения, распределения и сокрытия знания (М. Фуко). Поэтому ученый, занимающийся социальными проблемами, не может претендовать на объективность: он всегда политически ангажирован, обслуживает интересы тех или иных социальных групп. Понятия «ложь» и «истина» вообще не применимы к социальному познанию. Истина – всего лишь соглашение, установленное властью господствующих групп.
Определяя роль культуры в современном обществе, постмодернизм формулирует парадоксальное утверждение: чем больше культуры, тем меньше творчества и свободы. Включаясь в культуру, человек осваивает нормативные рамки, принуждающие его мыслить и поступать определенным образом. Даже сознательно ориентируясь на создание принципиально нового, человек постоянно сверяет и согласует свои результаты с тем, что уже есть. Поскольку в реальной действительности никакой свободы нет, в качестве идеала, считают постмодернисты, необходимо выбрать абсолютную свободу, свободу от всего – от политических, правовых, нравственных и других норм и традиций.
Рассуждая о творчестве, постмодернисты подчеркивают, что оно имеет место только в том случае, если есть процесс рождения первоначального, абсолютно нового смысла, когда художник впервые предлагает какие-то новые идеи, сюжеты и образы. Современный же автор имеет дело не с «чистым» материалом, а с материалом, уже «обработанным» предшествующей культурой. Культурой обусловлен и внутренний мир самого художника. Кроме того, возможности копирования и тиражирования, существующие в современном обществе благодаря техническим достижениям, лишают творчество одного из важнейших признаков – уникальности и неповторимости. Произведения современных авторов – это совокупность заимствований, «цитат» из ранее созданного, поскольку что-то принципиально новое создать уже невозможно. В связи с этим художник сам должен вполне осознанно стремиться к компиляции, цитированию, эклектизму, созданию ремиксов и ремейков. Процесс художественного творчества сводится постмодернизмом к совокупности процедур: расчленению культурного наследия на ряд составляющих, произвольному оперированию полученными частями, созданию из них новых комбинаций, смещению и перестановке акцентов. Именно такой смысл вкладывает Ж. Деррида в свою идею деконструкции. По его мнению, деконструкция должна стать основным принципом любого вида интеллектуальной деятельности.