Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 100

История восточной и западноевропейской философии показывает, насколько тематика, стилистика и достижения философского мышления тесно связаны с особенностями общей картины мира, системами ценностей, содержанием общих понятий, сформированных в той или иной культуре или цивилизации.

Это касается и процессов развития славянских культур, имеющих фундаментальные общеславянские черты, но в то же время и особенности, выражающиеся прежде всего в контурах локально-цивилизационных процессов, сформировавших восточнославянский мир с его неповторимыми по своим оттенкам и самобытности мировоззрением и ментальностью. В рамках восточнославянского мира происходило развитие этнонациональных культур – белорусской, русской, украинской со спецификой их исторических судеб, обусловившей своеобразие философского знания. И если на первых этапах развития восточнославянских культур философская мысль формировалась в рамках традиционной религиозно-мировоззренческой традиции, то позднее тенденции их исторического бытия оказались в состоянии противоречивых отношений с собственными культурно-философскими поисками и философскими идеями, возникшими в лоне культуры Западной Европы.

В Новое и Новейшее время, когда философия стала выполнять идеологические функции, на восточнославянской культурной почве не раз осуществлялись попытки реализации западноевропейских идей прогресса, просвещения и атеизации общества, а в конце XX в. – индивидуализма и гедонизма. Они дали исключительно противоречивые результаты. Огромное напряжение сил и жертвы требовались, чтобы внедрить в культуру программы жизни, эффективные в иных геоклиматических и социокультурных условиях или вообще нигде исторически не апробированные. Проходя через трагические испытания, восточнославянский социокультурный мир своеобразно трансформировал эти нововведения и инокультурные заимствования в соответствии со своими собственными культурными кодами и цивилизационными матрицами. В некоторых случаях это вело к развитию культурного потенциала, в других же сопровождалось невосполнимыми культурными потерями и социальными рисками.

К сожалению, до сих пор почти невостребованным, неосвоенным оставалось отечественное философское наследие. Ведь внимательное прочтение идей, обращавших внимание на основания культурно-цивилизационной общности восточных славян, на глубинные ценности отечественной культуры, на угрозы социальных разломов, возникавшие в ходе социокультурных экспериментов, могло бы стать противоядием от разрушительных преобразований и опорой для созидательных новаций. В эволюции духовных ценностей восточного славянства решающую роль сыграли такие исторические вехи, как формирование Киевской Руси, Московского княжества и Великого княжества Литовского, единого Российского и советского государства

Страница 100