Философия - стр. 102
Во-первых, географическое положение Беларуси как региона взаимодействия западноевропейского и восточнославянского культурно-цивилизационных пространств вело к тому, что ее территории особенно часто выступали ареной военных действий, что сопровождалось разрушением материальных и утратой духовных ценностей, гибелью людей, вхождением различных ее районов в состав разных государств. Беларусь неоднократно за свою историю переживала демографические катастрофы. Возникали проблемы в развитии городской белорусской культуры. Все это замедляло процесс оформления культуры как целостного явления, разрушало социальную структуру общества, препятствовало становлению философии. Этот же фактор обусловливал и возможность интеграции культурных достижений западноевропейского и славяно-русского происхождения, обеспечивая своеобразие философской мысли в периоды культурных подъемов.
Во-вторых, на развитие белорусской культуры оказывали сильное воздействие близкие ей по ряду особенностей и в отдельные периоды более оформленные соседние славянские культуры – польская и русская. Территория Беларуси стала полем идеологического соперничества различных христианских конфессий – изначально доминировавшего православия, позднее распространившихся католичества, протестантизма, униатства. Хотя в целом эти процессы опосредованно способствовали эволюции отдельных сфер культуры, они же сдерживали формирование национального самосознания, важного для вызревания оригинальных, самобытных особенностей философии.
В-третьих, элита общества оказывалась склонной к изменениям своей культурной ориентации, смене идентичности, то отходя от древнерусской культурной традиции и принимая польские обычаи и образ жизни и переходя на польский язык, то тяготея к русскому культурному и языковому пространству, что зачастую стимулировалось или сопровождалось сменой вероисповедания. По этой же причине многие белорусские мыслители и деятели культуры принадлежат не только белорусской культуре, но и культурам соседних народов – польского, русского. С XVII по начало XX в. носителем и хранителем белорусских обычаев, традиций и языка оставалось крестьянство. Оно, естественно, не могло выполнять функции, которые обычно активно и сознательно выполняет элита: профессионально разрабатывать, развивать различные формы духовной культуры, в том числе и философию.
Можно говорить лишь о развитии философской мысли Беларуси, которая выражалась с древнейших времен в религиозной литературе, публицистике, художественных произведениях и других формах, выявляя особенности картины мира, характерной для белорусской культуры в различные эпохи. И в периодизации, и в особенностях философской мысли Беларуси обнаруживаются множественные параллели, проявляющие ее общие черты с русской философией. В то же время имеются и специфические отличия, вызванные территориальной близостью к центральноевропейским народам, в большей степени испытавшим и воспринявшим влияние западноевропейской культуры и философии.