Философия - стр. 4
Полнокровное, успешное развитие социогуманитарного образования является необходимой предпосылкой гуманитарного развития общества в целом. Правда, здесь следует иметь в виду одно важное обстоятельство: социогуманитарное образование предполагает не просто углубленное познание тех или иных фактов и явлений из жизни общества, расширение эрудиции студентов и т. д. Сама по себе эрудиция в области социогуманитарного знания автоматически не ведет к формированию духа гуманитарности, т. е. к органическому принятию личностью гуманистических ценностей. Главное в социогуманитарном образовании состоит все же в том, чтобы оно имманентно содержало в себе мировоззренческую направленность, осуществлялось в соответствии с некоторым образом, идеалом. Формирование человека может вполне успешно и органично реализоваться на основе того социального идеала, который является концентрированным выражением мировоззрения, доминирующего в той или иной культуре (в данном случае в культуре восточнославянских народов в целом и в культуре Беларуси в частности).
Всякая реформа образования должна носить не «деидеологизированный» (это фикция, служащая прикрытием для протаскивания вполне определенного мировоззрения – торгашеско-потребительского, социал-дарвинистского, постмодернистского или другого подобного), а осознанно мировоззренческий характер. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на менталитет, исторический опыт и традиции своего народа, выдвинуть, обосновать и воплотить в жизнь такой комплекс новых идей и морально-нравственных императивов, которые позволили бы дать восточнославянским народам правильный ответ на «вызов среды», найти свое цивилизационное измерение, выдвинуть свой социальный проект. Ибо только на основе собственной культурной матрицы возможны успешное развитие, успешная модернизация, как это было, например, в Японии в XIX–XX вв., в Китае в XX в. и в некоторых других странах мира. Любому народу, если он не хочет оказаться на задворках истории, необходимо не только иметь свои ценностно-мировоззренческие (идеологические) ориентиры, указывающие траекторию его дальнейшего развития, обосновывающие его призвание в мире, но и открыто и прямо их декларировать. В эпоху глобализации без своей смыслообразующей идеи, без своего социального проекта, настойчиво пропагандируемого и реализуемого на практике, даже многочисленному и имеющему свою длительную историю народу как никогда ранее легко себя потерять.
Будучи самосознанием эпохи, философия занимает центральное место в социогуманитарной подготовке студента, в формировании его духовной культуры и мировоззрения. Следует, однако, отметить, что философию и преподавать, и изучать трудно. Трудность эта заключается прежде всего в несовпадении повседневных устремлений людей, их обыденного среза сознания и того уровня мышления, которого от человека требует философское познание, тех идей и задач, которые оно перед ним выдвигает и формулирует. Люди в большинстве своем имеют склонность предвидеть лишь ближайшие последствия своей индивидуальной и коллективной деятельности. Они обычно концентрируют мысль на тех результатах своих трудовых усилий, которые дают им выгоду «здесь и теперь», приносят им пользу в данный момент их существования. А вопрос о том, что в конечном счете получится из этого, ориентированного на получение быстрой практической пользы, активно-преобразовательного отношения к миру, их до поры до времени мало занимает. Философию же, напротив, интересуют конечные последствия всякой человеческой деятельности, тот совокупный результат, который образуется в отдаленной перспективе, в конечном счете, в конце концов. А это, разумеется, далеко не одно и то же.