Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 5

Иначе говоря, философия требует от человека таких переживаний и размышлений, которые определенно выходят за рамки его повседневных, жизненно необходимых забот и непосредственно не касаются проблем, связанных с материальным достатком, с видимым экономическим эффектом, практической пользой и выгодой разного рода. Философия требует от человека почти невозможного – бескорыстия духа и отвечает лишь на те духовные запросы, которые возникают только после удовлетворения всех физических, материально-земных потребностей.

Философия в наибольшей степени (по сравнению с другими учебными дисциплинами) обладает способностью к трансценденции (лат. transcendent – перешагивающий, выходящий за пределы) действительности, к выходу за пределы эмпирической данности. Большинство людей укоренено в повседневных заботах; «загнанные» делами, они борются за свою карьеру и преуспевание в уже сложившейся структуре отношений и почти ничего кроме этого не хотят знать и видеть. Только в «минуты жизни трудные», в ситуации нерешенных проблем, когда все возможности ответа на конечные вопросы человеческого бытия исчерпаны, когда бесконечные блуждания в лабиринтах индивидуального сознания уже не могут помочь, люди обращаются к сокровищнице философской мысли и тем самым вольно или невольно становятся философами, философствующими индивидами, стремящимися воссоздать в своем сознании общую картину того социального мира, в котором они живут.

Говоря о специфике изучения философии в высшей школе, следует обратить внимание на то, что выход культуры того или иного народа на философский уровень духовного развития является его величайшим достижением, неоспоримым фактом зрелости. Без развитой философской мысли, без философских школ духовная культура общества не может считаться достигшей высшего уровня развития, быть зрелой. Другое дело, что не каждая культура, не каждый народ в своем развитии поднимаются до уровня философского выражения своего бытия в мире и формирования своей оригинальной национальной философии как отдельной сферы умственной деятельности. Немногие народы на нашей планете могут гордиться всемирно признанными философскими достижениями. Даже невсякий язык подходит для выполнения такой задачи. (Из этого, однако, нельзя делать выводы о культурной неполноценности или неразвитости народов, которые не преуспели в профессионально-философском освоении мира.) Духовные и гуманистические потенциалы культур различны. Сформировавшиеся в глубине веков архетипы народного сознания, ментальные структуры, в том числе и коллективное бессознательное, определяют направленность и траекторию культурных эволюций.

Страница 5